Безработным нашлось место на стройке

Как власти решают проблему нехватки кадров в отрасли

Потерявших работу переобучат на каменщиков и штукатуров за три месяца и прямо на стройке. Ускоренную программу обучения анонсировал вице-премьер Марат Хуснуллин. Так он предлагает бороться с кадровым голодом — отрасли не хватает 1 млн человек. Дефицит рабочих с начала спецоперации на Украине только усугубился. Многие уехали из России, когда упал рубль, поскольку работать в других странах стало выгоднее. Например, граждане Узбекистана и вовсе теперь трудятся дома, где активно развивается строительство.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

На российские стройки Хуснуллин приглашает тех, кто «освобождается» из других отраслей. И для их переобучения действительно необходимы ускоренные курсы, уверен председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский: «Проблема нехватки кадров тянется порядка пяти лет. Решать ее нужно, как предложил вице-премьер Хуснуллин, но более глобально: необходимо оживление работы профессиональных технических училищ, создание новых колледжей строительного характера по тому принципу, как это было устроено в Советском Союзе.

Каким-то специальностям можно обучить непосредственно на стройке за три-пять месяцев, а каким-то — за два-три года. За три месяца можно приобрести среднюю квалификацию каменщика, монтажника, а для профессиональной подготовки сварщика, который может варить электросваркой, аргонной сваркой, нужно более полугода. Борьба зарплат, итоговая стоимость и цены для заказчиков будут существенной проблемой, но в конечном итоге она отстроится в какой-то приемлемый вариант для обеих сторон — произойдет уравновешивание цен».

Привлекать людей в строительство необходимо именно зарплатами, уверен ведущий научный сотрудник института социологии РАН Василий Аникин. По его словам, «освобождения» кадров в других отраслях, о котором говорит Хуснуллин, просто не будет: «У нас как раз рабочая сила особо не высвобождается. Это связано с той моделью рынка труда, которая сложилась за эти годы, а именно с подстройкой к шоковым явлениям в экономике через зарплату, то есть ее сокращали. Либо, как это было в пандемию, снижали нагрузку. Человеку предлагается перейти на усеченную рабочую неделю с потерей дохода, при этом он остается занятым.

У него появляется какое-то свободное время, но он же не может три дня работать в офисе, а два других на стройке. То есть нужно полное освобождение, а этого нет. Механизмы решения проблемы есть. Необходимо создать привлекательные рабочие места в строительстве, то есть изменить имидж профессии. Нужно показать, что это не просто замешивание бетона, а высококвалифицированный труд, который очень хорошо оплачивается. Главная проблема в этой отрасли, несмотря на большой разброс зарплат, в том, что они все равно низкие. Предложения, поступавшие в пандемию, о привлечении на стройки заключенных, мигрантов говорят о том, что девелоперы и регуляторы даже не думают о том, чтобы повышать привлекательность рабочих мест и создавать высокие зарплаты».

К 2030 году в отрасль необходимо привлечь до 1,5 млн человек, заявил глава Департамента разрешительной деятельности и межведомственного взаимодействия Минстроя Алексей Тихомиров на конференции “Ъ”. Вузы и колледжи ежегодно выпускают 30 тыс. специалистов с высшим образованием и 45 тыс. со средним. Тихомиров признал, что этого абсолютно не хватает.

Иван Корякин

Вся лента