«Рубль крепок, а запреты нам нипочем»

Михаил Гуревич — об отношении россиян к ограничениям Запада

Пятый пакет санкций Евросоюза против России могут принять уже на этой неделе. Ограничения коснутся технологий и финансового сектора. Не исключены и меры в отношении отдельных лиц, рассказал вице-канцлер Германии Роберт Хабек. При этом в России, судя по данным соцопросов, граждане спокойно относятся к западным санкциям. И даже считают, что они могут позитивно повлиять на экономику страны. Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич, впрочем, не разделяет их оптимизма.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Согласно данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 44% респондентов считают, что антироссийские санкции будут иметь для отечественной экономики положительный эффект. Да, вы не ослышались. Заметная часть населения действительно полагает, что западные ограничения поспособствуют росту импортозамещения и развитию народного хозяйства в целом.

А некоторые уверены, что уход иностранных компаний парадоксальным образом приведет к увеличению числа рабочих мест. Можно долго спорить об уместности проведения и достоверности результатов социологических исследований во время спецоперации на Украине, но изучение этих статистических выкладок очень увлекательно. Прогнозы финансистов и аналитиков бессильны. Как гласит старая советская шутка: в военное время значение синуса может достигать и четырех. Вот и немало соотечественников свято верят в то, что рыночные законы работают у нас по каким-то своим особенным правилам.

Более того, почему-то считается, что вся эта история ненадолго и уже в ближайшие пару лет, если не раньше, наши зарубежные партнеры одумаются и жизнь вернется в доспецоперационное состояние.

Впрочем, не все так однозначно. Половина, а по ряду замеров и более 50%, в той или иной мере опасаются последствий новых пакетов санкций. Особенно это заметно по ответам москвичей. Видимо, из-за того, что почти все логистические цепочки и финансовые потоки так или иначе проходят через столицу, офисные служащие и предприниматели осознают трудности, с которыми предстоит столкнуться России и им лично уже в ближайшие месяцы.

Хотя полной картины пока нет ни у кого. В этом отношении нынешние показатели уверенности в преодолении европейских и американских рестрикций лучше всего сравнивать с укреплением рубля.

В возвращении курса к значениям конца февраля некоторые эксперты увидели чуть ли не завершение кризиса. Забывая при этом о 12% налога на покупку валюты и о том, что произойдет, когда нерезидентам позволят продавать свои рублевые активы. А так, конечно, рубль крепок, а запреты нам нипочем.

Сторонники беспечного отношения часто ссылаются на опыт Ирана. Мол, есть страна, богатая ресурсами, с 84 млн граждан, которая давно живет в таком режиме и вполне себе справляется. Однако стоит напомнить, что из-за противостояния с Западом 40% иранцев находится на или за гранью бедности. У нас, по отчетам Росстата на конец октября 2021 года, официально бедных насчитывалось лишь около 11%. Учитывая, что по количеству объявленных запретов мы обогнали даже персов, перспектива вырисовывается мрачная. Успокаивает лишь, что когда и если это произойдет, никаких социологических опросов, тревожащих общество, проводиться уже не будет.

Вся лента