«Стратегическим запасам» обрисовали перспективы

Какие товары на черный день россияне скупали чаще всего

Россияне рассказали, какие товары за последние дни скупили впрок. Выяснилось, что мужчины запаслись автозапчастями, а женщины косметикой. Но главным пунктом антикризисного списка остается бакалея, показало исследование сервиса Superjob. Запасы на черный день сделал каждый четвертый россиянин. Подробнее — в справке “Ъ FM”:

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

В списке первой необходимости у запасливых россиян: крупы макароны, масло, сахар, соль, чай, кофе, мука и прочая бакалея. Эти продукты купили 44% участников опроса. Бытовой химией запаслись 16% респондентов, предметами личной гигиены — 14%.

Каждый десятый предпочел сделать запасы лекарств. А 8% россиян признались, что за последние недели скупали впрок все подряд. Некоторые поспешили обновить одежду и обувь, обзавелись новой бытовой техникой, электроникой, косметикой и автомобильными запчастями.

В категорию «Другие товары» попали стройматериалы, кондитерские изделия, канцтовары, алкоголь, мебель и даже Coca-Cola. Такими предметами запаслись 10% респондентов. Закупки впрок россияне делают из опасения скорого роста цен из-за падения курса рубля и дефицита некоторых товаров.

При этом, как показывает опрос, делать заначки больше склонны мужчины. Поддавшись панике, они заготовили стратегические запасы привычных продуктов, а также скупали все, что попадется под руку. Женщины делают покупки точечно, исходя из потребностей семьи, в числе таковых оказались лекарства, товары для животных, бытовую химию и косметические средства.

Чаще всего закупками впрок занимаются люди старше 45 лет, среди участников опроса их оказалось 27%. Реже всего запасы делают россияне с доходом свыше 80 тыс. руб.

В любой кризисной ситуации россияне стараются сделать запас продуктов и предметов первой необходимости. Но эксперты считают, что такой подход практически никогда не срабатывает. Однако в нынешней ситуации, действительно, есть группы товаров, которые стоит закупить впрок. Это продукция тех компаний, которые заявили, что больше не будут работать в России, полагает генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков: «Стратегия потребителей закупиться на два-три года вперед, по большому счету, бессмысленна.

Часть товаров просто пропадет из-за срока годности, часть будет невостребована, а часть, например, электроника устареет и будет уже неактуальна через какое-то время. Но в то же время есть текущие потребности. Какие-то товары просто банально пропадут из-за ухода с рынка иностранных компаний. Для жизнедеятельности нашего офиса мы, например, скупали картриджи, расходные материалы для компьютерной техники, чтобы была возможность нормально работать. Но если говорить о попытке сберечь средства при помощи покупки трех телевизоров или четырех унитазов, это бессмысленно. Многие об это уже обжигались, потом все это выкладывается, продается в полцены. Эта тактика не позволяет сберечь никоим образом».

24 марта стало известно, что после проверок на рынке сахара ФАС возбудила антимонопольное дело в отношении сетей «Пятерочка» и «Магнит». Некоторые аналитики также считают, что ажиотажный спрос на базовые товары создан искусственно и виноваты вы этом сами производители, поставщики и продавцы. Рынок сам отрегулирует и ассортимент, и цены, а произойдет это в течение весны-лета, убежден председатель организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов:

«Все, что возможно, было сделано, сейчас идет перераспределение цепочек поставок, в частности, запчастей, расходных материалов для автомобилей. Если кому-то в ближайшее время необходимо было провести плановое техническое обслуживание или ремонт, действительно, имело смысл купить какие-то расходные материалы или запчасти. И то, все это будет перенастроено на поставку из других стран, и цены будут более разумные, чем сейчас. С другими категориями товаров то же самое.

Ни о каком полугоде для стабилизации ситуации речи не идет. Сейчас просто решается вопрос с позиции, например, тех компаний, которые уходят с рынка, в частности, это касается технически сложных товаров, электроники, автомобилей.

Если они уходят, то сразу открываются каналы параллельного импорта, и все, необходимое для обслуживания, будет ввозиться в страну, закупаться в тех странах, где это выгодно и, собственно, без особых сильных таможенных процедур, тарифной нагрузки. Все будет доступно как у официальных дилеров, так и не у официальных. Здесь абсолютно все будет сделано в интересах потребителей. И именно поэтому государство призывает, причем в некотором смысле даже стимулирует производителей, которые объявили о заморозке или прекращении деятельности, окончательно определяться с их планами, чтобы граждане не оставались без привычных продуктов и товаров».

При этом подавляющее большинство опрошенных сервисом Superjob россиян — 75% — сообщили, что не стали ничего покупать на черный день. Некоторые объяснили это тем, что «еще не доели коронавирусную гречку».

Илья Сизов

Вся лента