Пять веков часового искусства

Музей Patek Philippe в Женеве

Более двадцати лет назад в женевском районе Пленпале открылся Музей Patek Philippe. Это не обычный корпоративный музей, в который попадают только предметы собственного производства, а выдающееся ретроспективное собрание, отражающее к тому же талант, знания и интересы стоявшего у его истоков коллекционера.

За этой входной дверью в здании на улице Старых Гренадеров, 7 таятся несметные редкости

Фото: Courtesy of Patek Philippe

История музея неотделима от истории семьи Стерн, владеющей мануфактурой с начала 1930-х годов. Братья Жан и Шарль Стерны, производившие на семейном предприятии Fabrique de Cadrans Stern Freres S. A. часовые циферблаты, приняли близко к сердцу проблемы своего партнера и покупателя — мануфактуры Patek, Philippe & Cie, лишившейся богатых клиентов в результате Великой депрессии в США. В 1932 году они выкупили бизнес, который с тех пор наследуется по мужской линии.

Витрина, посвященная изобретенным мастером Луи Котье часам с мировым временем, впервые выпущенным Patek Philippe

Фото: Courtesy of Patek Philippe

Решающую роль в создании музея сыграл представитель третьего поколения семьи Филипп Стерн, возглавлявший компанию в 1993–2009 годах (ныне он передал бразды правления своему сыну Тьерри, а сам остается почетным президентом). Филипп начал собирать коллекцию задолго до открытия музея. Сначала он сосредоточился на редких и сложных часах производства своей мануфактуры, а в 1980-х годах расширил круг поисков, включив в него часы, оставившие след в истории часового дела с XVI века, а также произведения эмальерного искусства (недаром Стерны владели циферблатной фабрикой). Постепенно Филипп собрал одну из самых выдающихся коллекций часового искусства. Теперь можно было подумать и о здании, которое должно было стать достойным вместилищем для исключительной коллекции.

Механизм этих часов с вечным календарем был создан мануфактурой в конце XIX века, в корпус он был вставлен только в 1925 году. Так получился первый наручный вечный календарь

Фото: Courtesy of Patek Philippe

Такое нашлось на улице Старых Гренадеров в женевском районе Пленпале. Построенное в 1919–1920 годах в стиле ар-деко, оно на протяжении всей своей истории было занято часовщиками и ремесленниками. Компания Стернов приобрела его в 1975 году для подразделения Ateliers Reunis, производившего корпуса, браслеты и цепочки. В 1996 году фабрика переехала в новое помещение в женевском предместье План-лез-Уат, здание в городе опустело. Филипп Стерн решил, что он представит свою коллекцию именно здесь, недалеко от центра и нескольких других художественных музеев и культурных центров. В период с 1999 по 2001 год дом был полностью отреставрирован с надстройкой дополнительного этажа. Жена Филиппа, Герди Стерн, создала потрясающий интерьер с использованием ценных пород древесины — по тщательности и роскоши отделки это скорее частная резиденция, чем музей. В итоге коллекция была представлена в обстановке, достойной ее технической, художественной, эстетической, исторической и научной ценности.

Один из самых почтенных экспонатов — датируемые примерно 1650 годом золотые карманные часы с отделкой эмалью и бриллиантами работы Йоханна Кремсдорффа

Фото: Courtesy of Patek Philippe

Я хорошо запомнил открытие музея. Дело в том, что я оказался единственным из ныне здравствующих российских журналистов, приглашенным на церемонию. К тому же на многолюдном торжественном обеде по воле организаторов я был посажен на более чем почетное место, по левую руку от Филиппа Стерна (справа от него сидела, как и положено, его супруга). Будучи новичком в часовом деле, я, конечно, не мог оценить выпавшую мне удачу и, боюсь, весь вечер донимал господина Стерна довольно наивными вопросами.

Впрочем, даже тогда я понял, что коллекция создает полное и адекватное представление о развитии часового искусства в течение пяти веков. Это я теперь, уже как посетитель других часовых музеев, со знанием дела подтверждаю. Когда музей открылся, в нем было 1,5 тыс. коллекционных часов. С тех пор собрание удвоилось. Новый директор Музея Patek Philippe Питер Фрисс, не только историк часов, поработавший в германских и американских музеях (в том числе и в Paul Getty Museum), но и часовой мастер по первому образованию, говорит, что в коллекции сегодня 3 тыс. часов и механизмов, к которым надо прибавить и 8 тыс. единиц библиотечного хранения. До 2020 года, когда эпидемия сократила количество посещающих город туристов, музей, бывало, принимал почти 50 тыс. посетителей в год.

Самые сложные карманные часы в мире — созданные в единственном экземпляре к 150-летию мануфактуры Calibre 89 c 33 усложнениями

Фото: Courtesy of Patek Philippe

Коллекция разместилась на двух этажах: на втором — часы Patek Philippe, выпущенные с момента основания марки в 1839 году и до 2000 года, включая наиболее сложные и принадлежавшие историческим личностям: от королевы Виктории до маршала Тито, на третьем — старинные часы, музыкальные автоматоны и другие механические произведения «допатековской эры». Самый ранний экспонат музея — карманные часы в виде барабана с одной часовой стрелкой, созданные между 1530 и 1540 годами. На первом этаже выставлены старинные станки и инструменты часовщиков и ювелиров. Здесь же находится открытая для обозрения реставрационная мастерская. Верхний, четвертый этаж отдан под библиотеку, в которой собраны тысячи томов по часовому делу, в том числе редчайшие публикации трудов Галилея, Ньютона и Гюйгенса.

За два прошедших десятилетия Музей Patek Philippe стал одной из самых заметных достопримечательностей Женевы. По случаю первого юбилея, случившегося в 2011 году, его создатель был удостоен специального приза жюри женевского Гран-при часового искусства — и это, конечно, даже скромная оценка заслуг Филиппа Стерна. Несмотря на довольно сложный график работы — четыре часа по рабочим дням, кроме понедельника, и восемь часов по субботам,— за 20 лет музей посетили более 600 тыс. человек.

Юрий Хнычкин

Вся лента