«Три сотни картин проехали 80 км»

Дмитрий Буткевич — о выставке «Авангард. На телеге в XXI век»

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, как архитектор Евгений Медведев организовал экспозиции в Советске и Яранске.

В Музее русского импрессионизма открылась неожиданная выставка «Авангард. На телеге в XXI век». Произведения актуального искусства начала XX столетия, которые хранятся в собраниях районных музеев Кировской области: Василий Кандинский, Александр Родченко, Надежда Удальцова, Александр Древин, Ольга Розанова, Илья Машков, Николай Фешин и так далее. Представляете! Обнаружили их, к слову, в 2017-м в подвале Яранского краеведческого музея. История грустная и одновременно смешная, странная и обычная для России.

В 1919 году в уездном городе Советск (бывшая слобода Кукарка, 6 тыс. жителей в то время) объявился архитектор Евгений Медведев, выпускник Варшавского политеха, возможно, вятский уроженец. Он занял должность начальника районного подотдела по делам музеев и решил просвещать земляков-кукарян и соседей-яраничей. Провел пару выставок в Советске, составленных из работ вятских художников, а затем осенью 1921-го приступил к глобальному проекту передвижных экспозиций.

300 с лишним работ почти шести десятков московских, казанских и других авторов, в основном следовавших наиновейшим арт-трендам. В октябре Советск, в ноябре — Яранск. Три сотни картин проехали 80 км глубокой осенью по грунтовым трассам на телегах, в буквальном смысле слова — есть фото. В последнем городке выставку посетили, по официальной информации, 2 666 человек — половина всего населения (может, по несколько раз ходили). Дальше поехать не удалось: распутица, а там и голод подоспел.

Медведев затерялся в истории послереволюционной России (вроде бы жил в Ленинграде и умер в блокаду), часть картин только через несколько месяцев добралась до Советска, а потом еще часть уехала в Вятку. Поэтому коллекция третьей передвижной выставки распределена между Вятским художественным музеем имени братьев Васнецовых в областной столице Кирове, Советским и Яранским краеведческими. Особенно богат последний — именно оттуда приехали сразу четыре абстрактные акварельные композиции Василия Кандинского, датированные 1915 годом.

Вся лента