На все руки Меллер

Широкий ассортимент продукции московской фабрики «Дукс»

Проходя по улице Правды от ТТК в сторону Ленинградского проспекта, можно увидеть по левую сторону комплекс промышленных строений, каким-то чудом уцелевший за последнее бурное столетие. Сейчас, когда все пространство вокруг застроено, а парковки заполнены автомобилями, трудно себе представить, что сто с лишним лет назад вот здесь открывались ворота, из которых выезжала запряженная лошадью телега, тянущая за собой фюзеляж аэроплана с примотанными к нему крыльями.

Ехать телеге было не так далеко – на Ходынское поле, тоже сейчас застроенное жилыми домами, а тогда служившее аэродромом Московского общества воздухоплавания. Такой путь проделывал каждый аэроплан, собранный на заводе «Дукс», расположенном на нынешней улице Правды, носившей в те годы название Чоколов проезд, и в прилегавших переулках и проездах с мало сопоставимыми друг с другом топонимами: Дворцовый, Грязный и Морковкин. Похожим образом история самого «Дукса» совмещала, казалось бы, несовместимые вещи.

Начиналось все традиционно – с велосипедов. Происходивший из Эстляндской губернии Юлий Александрович Меллер в восьмидесятые годы XIX века перебрался в Москву, где женился на купеческой дочке с хорошим приданым и открыл свое дело. Поначалу основанная им в 1893 году небольшая фабрика размещалась на Большой Садовой улице и делала трубы для водопровода, но вскоре к ним добавились и велосипеды – технология в общем-то была во многом одинаковой.

Завод «Дукс» до сих пор расположен там, где был заложен в 1901 году. Сейчас это территория между 1-й, 3-й и 5-й улицами Ямского Поля и улицей Правды. Тогда Ямская слободка была чуть ли не окраиной Москвы, а сейчас это можно назвать и центром

Название для них Меллер выбрал звучное – «Дукс», что в переводе с латыни означает «военный вождь», хотя ничего военного в его продукции поначалу не было. Кстати, из латыни слово попало и в другие языки: duke – герцог на английском или duce – титул вождя на итальянском.

Дела шли успешно, во многом благодаря призам на гонках и разным другим свершениям. Так, в 1896 году Меллер и трое его друзей совершили поездку из Москвы на выставку в Нижний Новгород на квадриплете – велосипеде для четырех седоков. Время в движении составило 17 часов. Квадриплет был, естественно, «Дукс». К слову, на выставке показывали и первый русский автомобиль, созданный в Петербурге экипажным фабрикантом Фрезе и владельцем завода по производству двигателей внутреннего сгорания Яковлевым. Вскоре автомобилями решил заняться и сам Меллер.

Фабрика велосипедов и моторов

В истории многих автомобильных марок есть и совсем неавтомобильные эпизоды. Обычно их подают как забавный факт: например, что Peugeot раньше делал ручные кофемолки, Maybach – двигатели для дирижаблей и танков, а Волжский автомобильный завод – ширпотреб типа сумок, полочек или школьных пеналов. Но чаще всего в такой роли выступает что-то более привычное: конные экипажи, велосипеды, мотоциклы, катера, самолеты. Фабрика «Дукс» оказалась не из этого числа.

Если Фрезе в 1899 году основал первую в России специализированную автомобильную фабрику, то вторым после него в 1900 году стал Меллер. Официально его фабрика именовалась как акционерное общество «Дукс Ю.А. Меллер», а целью учреждения его значилось «производство самодвижущихся экипажей, как то: велосипедов, автомобилей, дрезин и т.п. и принадлежностей к оным».

В следующем году фабрика переехала на новое место, о чем сообщал московский журнал «Циклист» № 23 за 1901 год: «За Тверской заставой, в так называемой „Петербургской слободе" происходила закладка фабрики велосипедов и моторов недавно образовавшейся в Москве акционерной компании „Дукс". Фабрика будет оборудована по последним требованиям техники, и рассчитана она на 200 рабочих. Строителем новой фабрики является архитектор К.К. Гиппиус». Архитектор был выбран на тот момент чуть ли не самый модный – Карл Карлович Гиппиус построил в Москве множество особняков и доходных домов. Самые известные его работы – это чайный магазин Перлова на Мясницкой в псевдокитайском стиле и особняк купца Бахрушина на Зацепском Валу.

В том же номере «Циклиста» напечатана и интригующая новость о том, что «один из московских фабрикантов собирается показать невиданные у нас автомобили: паровые». Этим неназванным фабрикантом был Юлий Александрович Меллер. Новую конструкцию он изобретать не стал, а выбрал для производства американский Locomobile, приводимый в движение паровой машиной. В 1901 году паровики наравне конкурировали с электромобилями и, как их тогда называли, «бензиномоторами» – автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. Кроме велосипедов и паровых автомобилей двойной марки Dux-Locomobile, Меллер в том году предлагал еще мотоциклы с двигателями Piper и беговые экипажи под конную упряжь.

Шарабан для гонок

Паровиками «Дукс» занимался недолго, но зато с успехом. Тринадцатого марта 1902 года на конкурсе автомобилей в Михайловском манеже в Петербурге паровой Dux-Locomobile получил первый приз за изящество и второй приз за управление экипажем. Журнал «Автомобиль» сообщал о Меллере, что «на паровом автомобиле Dux он проехал весь Кавказ и Крым, преодолевая всевозможные препятствия, среди которых его поездка на вершину Ай-Петри в Крыму далеко не самая трудная». Но все же вскоре он перешел от паровых автомобилей к бензиновым.

Реклама 1904 года предлагала «автомобили всех типов от 6 до 40 сил: шарабаны, коляски, кареты, омнибусы, почтовые грузовые», а также «инспекционные железнодорожные дрезины». Строились они с использованием двигателей французской фирмы Panhard-Levassor, хотя журнал «Автомобиль» утверждал, что заграничные моторы ставятся только на мощные модели. Что же было на самом деле – неизвестно, поскольку до наших дней о «Дуксе» дошли лишь отрывочные сведения.

Сохранился один из фирменных каталогов «Дукса», выпущенный в самом начале ХХ века, но даже с таким источником информации сложно судить, что из помещенного на его страницах Меллер делал на своей фабрике, а чем просто торговал. Это небольшие «вуатюретки» и ландо французской марки De Dion-Bouton, французский же «шарабан для гонок» и «Break на 10 персон» De Dietrich-Bollee, фургон немецкой фирмы Motorfahrzeug- und Motorenfabrik Berlin и другие автомобили, трициклы и мотоциклы, изображения которых просто были скопированы Меллером для наглядности из различных других каталогов, газет и журналов. Кстати, в этом каталоге среди многообразной продукции «Дукса» значатся даже складные санитарные носилки.

Основную ставку Меллер тогда хотел сделать на американский Oldsmobile Model R очень простой конструкции: два места, одноцилиндровый мотор прямо под сиденьем, планетарная коробка передач, вместо руля – рычаг, прозванный «бычий хвост». В Америке их выпускали тогда по четыре тысячи штук в год – это был один из первых в мире массовых автомобилей, причем еще до Генри Форда с его знаменитым Ford Model T и сборочным конвейером. Меллер оценил свои возможности значительно скромнее и планировал продавать такие автомобили всего по шестьдесят штук в год, попутно придумав им свое название: «Дуксмобиль». Сколько всего удалось их выпустить – неизвестно.

Мертвая петля

Но и автомобилям со временем Меллер перестал заниматься. Когда в 1908 году в Москве проходила автомобильная выставка, то на стенде «Дукса» показывались велосипеды, железнодорожная дрезина, моторная лодка, носилки и даже «моторные лыжи» – все что угодно, но не автомобили, хотя в рекламе за тот год они еще упоминались. В репортаже с выставки журнал «Автомобилист» сообщал о новом увлечении фабриканта: «В настоящее время фирма хочет посвятить себя также воздухоплаванию, для изучения которого директор фирмы Ю.А. Меллер только что был долгое время за границей и обещал поделиться с нами своими впечатлениями в области этого нового, имеющего громадное значение в будущем спорта».

Очевидно, что первым изделием для «нового спорта» стал построенный на фабрике «Дукс» планер, показанный на воздухоплавательной выставке в Москве в 1909 году. На тот момент в процессе строительства находился и дирижабль, заказанный Военным ведомством и получивший впоследствии собственное имя «Ястреб».

Обложка юбилейного каталога 1915 года с изображением велосипеда «Дукс-Боевой» в Русской императорской армии. К тому времени велосипеды марки «Дукс» выпускались 20 лет

В том же 1910 году завод «Дукс» занялся и аэропланами. Первый построенный им аппарат – это была копия французского биплана «Фарман» – 10 августа 1910 года испытывал Сергей Уточкин. С датой не очень повезло. Меллер снова оказался вторым – опоздал всего на несколько дней, иначе построенный им «Фарман» мог бы считаться первым самолетом российского производства: биплан «Россия-А» постройки Первого российского товарищества воздухоплавания поднялся в воздух 2 августа в Петербурге. Поэтому пришлось довольствоваться титулом «первого аэроплана русской конструкции, совершившего полет на московском аэродроме».

Зато потом успех только сопутствовал Меллеру. Первые аэропланы «Дукс» строил поштучно и по частным заказам, но в конце 1911 года завод подписал первый контракт с Военным ведомством, и счет пошел на десятки. В 1912 году сделали 40 аппаратов, а в 1913-м – 76. Кроме «Фарманов», делались аппараты «Блерио», «Ньюпор» и «Депердюссен». Помимо аэропланов, Меллер экспериментировал и с аэросанями, а также наладил выпуск мотоциклов «Мото-Рев Дукс» – копия швейцарского Moto-Reve, или «мотоцикл-мечта».

Одному из аппаратов «Ньюпор-IV» дуксовской сборки выпала историческая миссия – пилотировавший его штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем сделал первую в мире «мертвую петлю», именуемую также «петлей Нестерова».

«Дукс Боевой»

Авиационное производство к тому времени стало основным, а в годы Первой мировой войны «Дукс» стал крупнейшим российским производителем аэропланов. Продолжался и выпуск велосипедов, причем для армии выпускался «Дукс Боевой» – легкая складная модель, которую в сложенном виде можно было носить за плечами.

Самого Юлия Александровича Меллера начало войны застало в Германии, где он вместе с сыном был интернирован и только через полгода смог через Швецию вернуться в Россию. То ли на волне патриотизма, то ли под влиянием пережитого Меллер сменил свою германскую фамилию на фамилию жены и стал Юлием Александровичем Брежневым.

Всего до революции «Дукс» построил более полутора тысяч аэропланов, что составляло треть от всего произведенного в России. После 1917 года Юлий Александрович эмигрировал, оставив завод на своего брата Ивана, возглавлявшего его до своей смерти в апреле 1918 года. В декабре того же года завод «Дукс» национализировали, а в феврале 1919 года переименовали в Государственный авиационный завод № 1. Меллеровского задела потом хватило, чтобы на базе бывшего «Дукса» создать не только отдельный самолетостроительный, но и велосипедный завод. Еще один завод построили и на месте дуксовских ангаров на Ходынском поле. Во время Великой отечественной войны производство эвакуировали в Куйбышев и Иркутск, где уже возникли самостоятельные заводы. Первое известно сегодня как акционерное общество «Ракетно-космический центр „Прогресс"», а второе – как Иркутский авиационный завод.

Завод, оставшийся на историческом месте в Ямской слободке, а ныне на улице Правды, в советское время носил название «Коммунар» и выпускал ракеты класса «воздух-воздух», а также пылесосы «Чайка» – вполне в духе завода «Дукс» с его разнообразием продукции. Кстати, в 1993 году прежнее название ему вернули и не меняли до сих пор. И это снова акционерное общество – все как до революции. Изделие, правда, теперь только одно – ракеты. Какие еще из автомобильных марок могут похвастать подобной историей.

Иван Баранцев

Вся лента