Все виды страхования теперь в Сбере

Рассказал гендиректор СберСтрахования Михаил Волков

В 2021 году компания СберСтрахование из нишевой превратилась в полноценную универсальную страховую компанию, предложив клиентам полную линейку рисковых продуктов, включая ОСАГО, каско и ДМС. О планах компании, расширении команды, конкурентных преимуществах и вызовах страхового рынка в интервью «Деньгам» рассказал гендиректор СберСтрахования Михаил Волков.

Гендиректор СберСтрахования Михаил Волков

Фото: Предоставлено пресс-службой Сбербанк Страхование

— Почему было принято решение сделать страховую компанию универсальной?

— Страховая компания была создана в 2014 году и на тот момент рассматривалась только как нишевой игрок, который будет развивать продукты, комплементарные банковскому бизнесу. Два года назад появилось видение, что Сберу нужен страховщик, способный предлагать все виды услуг, и не только клиентам банка. К настоящему моменту мы уже запустили все виды non-life-страхования, включая каско, ОСАГО и ДМС. В медицинском страховании движемся, хотя и чуть медленнее, чем хотелось бы. ДМС — это преимущественно корпоративный бизнес, в котором мы пока не очень активно работаем, хотя и первые клиенты по ДМС у нас уже есть. В целом для корпоративных клиентов мы запустили все возможные виды страхования, полностью сформировали перестраховочную защиту и по всем критериям находимся уже на уровне крупнейших игроков страхового рынка.

— Какие поставлены цели по развитию компании?

— Ключевая цель, стоящая перед нами,— максимально качественное обслуживание клиента. И мы уже очень много сделали в этом направлении.

— По росту бизнеса какие стоят задачи?

— В этом году мы выросли более чем на треть, на следующий год стоит задача кратного роста. Такие темпы будем сохранять на протяжении нескольких лет, пока органически не станем одним из крупнейших игроков на рынке. Перед СберСтрахованием стоит амбициозная цель — в течение нескольких лет войти в топ-3 универсальных страховщиков.

— Действительно амбициозно.

— Нам повезло: будучи, по сути, стартапом, мы входим в группу со 180-летней историей. Группа Сбер имеет доступ к 70% населения России и к большинству корпоративных клиентов.

— Можете рассказать о том, какую работу проделали по усилению команды?

— Так как мы почти с нуля запускали новые направления бизнеса, нам пришлось собирать команду также с нуля. Только несколько человек из наших сотрудников работают в СберСтраховании дольше, чем я. А я здесь менее двух лет. По сравнению с другими компаниями мы очень молоды, у нас очень молодая команда. Она собралась из разных страховых компаний, и нам удалось агрегировать опыт большинства ведущих игроков.

— Будете дальше усиливать команду?

— Несомненно. Перед компанией стоят большие задачи. Есть сегменты, которые можно масштабировать, имея двух-трех профессионалов, но в таких направлениях, как, например, андеррайтинг или урегулирование убытков, это сделать нереально. Когда я пришел в компанию, у нас было 250 человек, а сегодня — уже более 700. Целевая цифра — полторы тысячи.

При этом мы хотим быть компактными и эффективными: наши сотрудники будут обслуживать такой же объем бизнеса, который обслуживают ведущие игроки с 7–10 тыс. сотрудников.

— А эффективность за счет чего будете достигать?

— За счет масштабируемости бизнеса, за счет того, что мы являемся частью группы, у которой есть доступ к клиенту и развиты технологии. Сбер инвестировал в развитие технологий на протяжении нескольких десятков лет и находится на острие технологической революции. У нас есть возможность использовать наработки банка, это дает нам сильное преимущество.

— Какие у вас планы в направлении ОСАГО?

— Уже сегодня любой может купить ОСАГО СберСтрахования на маркетплейсе Сбера. В ближайшее время наше ОСАГО станет доступно в партнерских каналах за периметром банка, что позволит нам занять существенную долю на этом рынке.

— По итогам двух месяцев работы можно сделать выводы?

— Когда что-то запускается с нуля, очень сложно спрогнозировать, какой будет спрос, как будут реагировать клиенты. У нас идет масштабная федеральная рекламная кампания. Ситуация меняется ежедневно как с точки зрения привлечения клиентов, так и с точки зрения развития продукта.

— В каско как обстоят дела?

— В этом сегменте похожая картина. В настоящее время мы сфокусированы на качестве оказания услуг, удобстве сервисов в момент покупки и в момент урегулирования убытков.

— Еще один сегмент, в который вы не так давно вошли,— ДМС. Насколько оправдано решение развивать этот вид страхования в условиях непростой эпидемиологической ситуации?

— Пандемия подстегнула развитие всех рынков с точки зрения использования технологий цифровизации. Еще раз подчеркну, мы пользуемся всей экспертизой Сбера в этих областях и это дает нам возможность быстро и эффективно расти даже в условиях непростой эпидситуации. Мы также активно занимаемся и построением собственной инфраструктуры. У нас есть ряд продуктов для физлиц, доступных в СберБанк Онлайн. Корпоративных клиентов по ДМС уже также можем обслуживать, а к середине следующего года будем на 100% готовы технологически обслуживать по ДМС любого корпоративного клиента.

Все направления бизнеса получается оцифровывать?

— Да, все продукты уже оцифрованы. Сегодня даже урегулирование по части страховых случаев осуществляется онлайн, кроме очень сложных, которые требуют в силу законодательства физического присутствия и бумажного составления протоколов.

— Как страховщики вовлечены в ESG-повестку?

— Рынок активно вовлекается в нее. В связи с тем, что мы являемся частью группы, которая формирует ESG-повестку в стране, мы не только соответствуем данным принципам, но и одними из первых запустили программы страхования экологических рисков для бизнеса любого размера. Эти полисы приобретают даже представители малого и микробизнеса, подобные сделки уже исчисляются сотнями.

— На будущий год видите какие-то риски для страхового рынка?

— Страхование — производная от экономики. Если в 2022 году в экономике будут какие-то потрясения, то это, конечно, скажется и на страховом рынке. В целом жду продолжения консолидации отрасли, мелкие игроки будут уходить, концентрация продолжит расти. Это, скорее, позитивно, так как ведет к росту профессионализма у игроков, которые останутся на рынке.

— Сами смотрите в сторону M&A-сделок?

— С руководством группы регулярно обсуждаем данный вопрос, лично я склоняюсь к органическому росту. В группе Сбер такое развитие лучше, чем покупать игрока со сложившейся культурой, бизнес-процессами, которые придется переделывать. Лучше с нуля построить свой проект, чем купить готовый, хотя, когда появляются интересные предложения, мы всегда их рассматриваем.

— Насколько в эпоху цифровизации растет спрос на продукты киберстрахования?

— На такое страхование многие компании до сих пор смотрят скептически. Тем не менее это сегодня серьезная проблема для всех: киберпреступнику, блокирующему сервер компании, неважно, чем она занимается, добычей угля или выращиванием злаков. Главное — чтобы злоумышленник мог что-то получить от взлома. На такой случай можно купить страховой полис. Конечно, мы не можем защитить от самого киберпреступления, но мы можем компенсировать финансовые потери. Запрос на такое страхование растет кратно, но, скорее, из-за того, что этот бизнес достаточно новый не только у нас, но и во всем мире.

— Как цифровизация влияет на мошенничество в страховании?

— Мошенничество — это бич страховщика. Например, в каско нередки случаи, когда даже добропорядочные граждане поддаются соблазну включить в страховой случай старые повреждения. Цифровые технологии помогают бороться и с этим. С помощью видеоосмотра ввести в заблуждение сложнее, чем при бумажном оформлении, так как фиксируются время и геопозиция. При цифровом урегулировании мы с вероятностью в 99,9% можем определить достоверность фото или видео.

— Как часто приходится отказывать таким клиентам?

— Тут всегда вопрос, сколько случаев мошенничества мы выявили, а сколько нет. В ОСАГО отсеивается 10–15% обращений, которые мы расцениваем как мошеннические. Я всегда за то, чтобы отказать мошеннику, даже если с ним придется судиться до последнего. Такие практики надо искоренять. Если страховой случай произошел у честного клиента, у которого, например, неполный комплект документов для выплаты, мы склонны выплатить, а не воспользоваться формальным правом отказа. Мне кажется, это правильно. Только такой подход может сформировать культуру страхования, которая в России продолжает развиваться.

Вся лента