Под знаком реставрации

Нижний Новгород в год 800-летия

Нижний давно был хорошо известен интересующимся искусством не только как город, где хранится одна из самых больших в России коллекций авангарда, но и как «кузница кадров», привлекающих внимание профессионалов на различных конкурсах, к примеру, частной «Премии Кандинского» и единственной государственной в области современного искусства — «Инновации». Широкая общественность заметила это за два-три года до 800-летнего юбилея города. За арт-профессионалами последовали и те, кто во время пандемии открыл для себя внутренний туризм.

Экспозиция «Кандинский, Малевич и русский авангард» в Нижегородском государственном художественном музее

Фото: пресс-служба Нижегородского государственного художественного музея

От руин к авангарду

Нижнему Новгороду всегда было что показать гостям, и за последние годы все то, чем гордился город, стало выглядеть по-настоящему впечатляюще, было приведено в идеальное состояние.

Едва ли не самые масштабные изменения коснулись комплекса Нижегородского государственного художественного музея. Дом военного губернатора, где располагается музей с коллекцией русского искусства XIV–XIX веков, комплексно отреставрировали впервые с 1992 года: убрали лишние стены, возведенные в советское время, полностью заменили инженерные сети, восстановили лепнину, паркет, провели новое освещение, систему кондиционирования. Сюда стоит идти, чтобы увидеть Карла Брюллова, Ивана Крамского, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Филиппа Малявина, Бориса Кустодиева — список далеко не полный.

Алексей Kislow

Фото: пресс-служба фестиваля "Место"

Буквально из руин было восстановлено располагающееся в кремле здание Манежа, построенное в 1841 году. На прошлой неделе здесь завершила работу выставка памятников русского сакрального искусства XV — начала XX веков.

Еще один пример комплексного подхода к реставрации — Дом Сироткина, где обычно выставляется зарубежное искусство. Ремонтные работы прошли и в зале Маковского, где экспонируется самая масштабная в отечественном искусстве картина на патриотическую тему — «Воззвание Минина». Теперь специальное освещение позволяет рассмотреть ее во всех деталях. Кроме того, нижегородская компания Dreamlaser разработала VR-экспозицию, которая виртуально позволяет встретиться с художником, понаблюдать за ним в мастерской, очутиться в центре событий, изображенных на картине. Здание музея на площади Минина и Пожарского, также недавно отреставрированное, хранит легендарную коллекцию авангарда, 100-летие которой было отмечено выставкой «Кандинский, Малевич и русский авангард». На ней было представлено более сотни работ, преимущественно из местного собрания.

Полный Арсенал

Рустам Qbic

Фото: пресс-служба фестиваля "Место"

В 2003 году Арсенал передали Государственному центру современного искусства, который с 2020 года стал подразделением столичного Пушкинского музея,— тогда же нижегородская площадка стала принимать у себя премию «Инновация» (сама же церемония проходит в городе с 2019 года). Арсенал всегда показывал не только местных художников — его амбиции куда масштабнее: сюда приезжали многие «гастролирующие» проекты из Москвы и Санкт-Петербурга. Но аффилированность с Пушкинским музеем дала возможность показать работы признанного классика, стоявшего у истоков видеоарта,— Билла Виолы. До 7 ноября здесь демонстрировались две его инсталляции 2005 года: «Огненная женщина» и «Вознесение Тристана (Звук горы под водопадом)». Это была первая российская выставка художника за пределами двух столиц. А до февраля 2022-го в Арсенале показывают экспозицию «Неназываемое», в которую вошли избранные произведения из коллекции Московского музея современного искусства; впрочем, не забыты в экспозиции и художники-нижегородцы.

Ради «Рекорда» и филармонии

Скульптура Дмитрия Аске в центре культуры «Рекорд»

Фото: Aleksandr Verin

Изменения коснулись и центра культуры «Рекорд», который теперь стал универсальным творческим пространством для кино-, концертной и выставочной деятельности. К юбилею города здесь появились три новых выставочных пространства, киноконцертный зал, лекторий и зона коворкинга, обновился интерьер. Функционально «Рекорд» будет тем же центром культуры, территорией интеллектуального кино, образования, лекций, джаза и альтернативной музыки, но в современном виде. Стала комфортнее планировка. На первом этаже ротонды открылась зона кафе, а второй заняли лекторий, коворкинг и дополнительные экспозиционные залы. Стал многофункциональным и кинозал. Здесь выполнили звукоизоляцию стен, заменили кресла и киноэкран, поставили сцену со световыми приборами, установили современное техническое оборудование, в том числе с двумя видами акустики для кинопоказов, проведения концертов, фестивалей и лекториев. А в холле появилась пятиметровая скульптура читающей девочки известного уличного художника Дмитрия Аске. Здесь же разместится основное выставочное пространство.

Ремонтные работы впервые за 20 лет прошли и в местной филармонии, где существенно изменилось техническое оснащение: был установлен большой мультимедийный экран, приобретены интерактивные планшеты с наушниками, чтобы в стенах филармонии можно было слушать не только классическую музыку, но и трансляции концертов, а также лекции. За всю концепцию обновления филармонии отвечал нижегородский архитектор Станислав Горшунов.

Стрит-арт на культурной карте

Никита Романов и Анастасия Пономарева

Фото: пресс-служба фестиваля "Место"

Курированием реставрационных работ, а также усилением культурной повестки занималась команда губернатора области. Масштабом проделанного в городской администрации довольны. «В год 800-летия город вернул свое место на культурной карте страны — это одно из наших главных достижений. Стало нормой, что туристы едут в Нижний, чтобы посмотреть на наш особенный стрит-арт (здесь отметились уже практически все главные художники страны) или посетить культурные пространства, которые могут посоревноваться со столичными. В нашем случае современное искусство действительно становится импульсом как для привлечения туристов, так и для развития местных креативных индустрий. Важно, что в этом году инфраструктура стала соответствовать качеству контента. Прививать привычку посещать культурные пространства, развивать местные таланты можно, когда создан определенный инфраструктурный уровень»,— считает заместитель председателя правительства Нижегородской области, министр культуры региона Олег Беркович.

Илья Wince

Фото: пресс-служба фестиваля "Место"

Особого упоминания достойно уличное искусство, которое можно увидеть не только на фасадах домов, гаражей, опорах мостов. Порой оно бывает представлено чрезвычайно деликатно (и ненадолго), к примеру, в виде микроинсталляций художника, участника арт-группы Your Mum’s Knight Ивана Серого. Свои «Маленькие миры» он начал создавать на фасадах дома с выбитым кирпичом в 2017 году. С тех пор «Миры» то и дело появляются в разных частях города. В преддверии 800-летия Нижнего Новгорода все главные произведения стрит-арта были даже размещены в «Яндекс.Картах», а навигация по ним стала одним из пунктов обязательной программы каждого, кто сюда приезжает.

Александр Dyoma21 и Василий LST

Фото: пресс-служба фестиваля "Место"

О нижегородском уличном искусстве и ключевых работах, сформировавших и местный колорит, и даже молодое поколение художников, причем не только из Нижегородской области, заговорили еще в 2019 году. Именно тогда художник и куратор Артем Филатов совместно с бывшим начальником отдела выставок Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства (Арсенала) Алисой Савицкой выпустили при поддержке издательской программы Музея современного искусства «Гараж» книгу «Краткая история нижегородского уличного искусства». За популяризацию уличного искусства отвечает и проходящий с 2017 года ежегодный фестиваль «Место», в рамках которого в городе новые произведения создают художники со всей России. Чтобы привлечь как можно больше горожан и туристов, программа фестиваля включает образовательную часть с мастер-классами, лекциями знаковых представителей отечественного стрит-арта и зарубежных кураторов, а также показы тематических документальных фильмов и экскурсии.

Частная история

Выставка Егора Плотникова «Вычитания» в галерее Futuro

Фото: пресс-служба галереи Futuro

При всем многообразии художественной жизни Нижнему Новгороду все еще не хватает частных галерей — даже в городе-миллионнике идеи коллекционирования продвигаются с большим трудом. Поэтому пока таких галерей немного. Самые известные из них — Futuro и «9Б». Работают они скорее как выставочные пространства, нежели как коммерческие галереи в привычном понимании. Первая открылась в 2016 году в историческом центре города на втором этаже памятника архитектуры XIX века — в здании бывшего доходного дома Городского общества. До 21 ноября здесь проходит выставка Егора Плотникова «Вычитания», для которой художник создал тотальную инсталляцию, состоящую из скульптурных персонажей-зрителей и живописных пейзажей — они то врастают в руинированные стены галереи, то исчезают с поверхности холста. Плотников считает, что «вычитания» изображения являются не менее важными элементами, чем сам изображенный пейзаж. Бесконечный ландшафт распадается на фрагменты для того, чтобы зритель пристальнее всмотрелся в то, что осталось. Галерея «9Б» появилась в 2018 году благодаря меценатам и коллекционерам Георгию Смирнову и Елене Тальянской и объединила экспозиционное пространство, шоурум и арт-резиденцию. Помимо своих выставок здесь часто показывают кураторские проекты нескольких известных московских галерей.

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин об изменениях в городе:

— 800-летие дало нам новые возможности для развития региональной сферы культуры и реализации прорывных проектов в данном направлении.

Был перезагружен целый ряд музейных пространств, например, восстановлен полный круг боевого хода Нижегородского кремля, а в башнях разместились новые экспозиции. У нижегородцев и гостей города есть возможность пройти более двух километров по стенам древней крепости, знакомясь с историей города.

Наша коллекция предметов искусства — одна из богатейших в России. Искусство должно разговаривать с людьми на современном языке, конкурировать с другими сферами досуга. Поэтому в музеях к экспозициям мы добавляем VR-оборудование. Кроме этого, мы поддерживаем нижегородский стрит-арт. Здесь сильная школа, а многие галерейные художники вышли именно из уличного искусства. Это направление очень удачно сочетается с масштабным благоустройством города, которое было проведено к юбилею.

Дмитрий Иванов

Вся лента