«Музыкальный характер»

Дмитрий Буткевич — о фестивале в Дербенте

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, какие мероприятия вошли в программу «Кавказа обетованного».

Первый этнокультурный фестиваль «Кавказ обетованный», который прошел в дагестанском Дербенте при поддержке Российского еврейского конгресса, носил ярко выраженный музыкальный характер, дополненный выставочными проектами. Думается, это вполне объяснимо: музыкальные традиции народов, населяющих Большой Кавказ, — а именно к ним апеллирует новый фестиваль, который обещает стать ежегодным — являются внятным трендом здешних мест.

Неудивительно, что «заглавным» перформансом фестиваля стало музыкально-художественное представление «Еврейская сюита», которое прямо на сцене Лезгинского театра им. Сулеймана Стальского создавали художник Макс Эпштейн (живопись в технике «документального рисования» и перкуссия), композитор и музыкант Юрий Бренер, а также всемирно известный валторнист Аркадий Шилклопер, игравший также в этот вечер на шофаре, трубе и флюгельгорне.

В здании исторической Армянской церкви (ныне Музей ковра) сначала выступила альт-рок-группа «Дети Picasso» с программой «Тени забытых предков». Как сказали солистка Гая Арутюнян, «мы будем петь песни, услышанные от наших бабушек». На другой вечер зрители услышали печальные напевы и музыку Северной и Южной Осетии «Рагон» в сопровождении удивительных народных флейт и струнных: дуадастанон-фандыр, уадындз и другие. На одной из немногих сохранившихся плоских крыш Дербента провел концерт-чаепитие и мастер класс Дамир Мамедов — автор большинства современных кавказских барабанов.

И, конечно, выставки, которые представляли современное искусство. Главная — в Музее истории мировых культур и религий — называлась «Открывая синагогу. Темир-Хан-Шура» и являла собой тотальную инсталляцию, использующую реальные предметы из полузаброшенной синагоги города Буйнакска, и выполненные современными медиахудожниками из Израиля и России интерпретации этих вещей. Выставка из собрания фестиваля «Аланика», который проводится в Северной Осетии, представила два десятка произведений, выполненных современными авторами Большого Кавказа или на Кавказе.

Вся лента