Детей ставят к станку

Школьников научат выбирать работу

Минпросвещения перезапускает проект профориентации школьников «Билет в будущее». Уже на следующей неделе 5 тыс. учителей пройдут полуторамесячные курсы, чтобы потом помогать детям в выборе будущей работы. Предполагается, что в рамках проекта примерно 150 тыс. детей смогут попробовать себя в разных профессиях и поработать на настоящем оборудовании. Эксперты сожалеют, что такая возможность предусмотрена для очень небольшой части российских школьников.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

В новом учебном году российские школьники с шестого по одиннадцатый классы смогут принять участие в проекте профориентации «Билет в будущее». Он был инициирован президентом России Владимиром Путиным еще в 2018 году, но не сразу вышел на полную мощность. В этом году он будет «перезагружен». В частности, проект впервые охватит все 85 регионов России. Оператором инициативы стал Фонд гуманитарных проектов.

По словам замминистра просвещения РФ Татьяны Васильевой, в обновленном проекте значительная роль отведена родителям. Для них предусмотрен отдельный тест, который укажет на возможный конфликт «отцов и детей» между ожиданиями родителя и выбором ребенка. Но главным нововведением станет вовлечение в проект учителей. «Педагоги пройдут новую образовательную программу повышения квалификации, которая поможет им работать с ребятами по формированию их будущей профессии»,— пояснила госпожа Васильева. Ожидается, что методику профориентации освоят 5 тыс. учителей, которые получат статус педагога-навигатора. Обучение начнется 13 сентября и продлится до 30 октября.

Школьники также смогут присоединиться к проекту в сентябре — регистрация на платформе начнется в ближайшие дни. Директор Фонда гуманитарных проектов Иван Есин уточнил, что школьники смогут пройти тесты на профориентацию и ознакомиться с 95 профессиями. С теми, кто продемонстрирует реальную заинтересованность, дальнейшая работа будет вестись офлайн.

Примерно 150 тыс. школьников предоставят возможность пройти «производственную практику» — попробовать себя в разных профессиях на реальном оборудовании.

Директор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина оценивает проект «очень высоко». «Участие в нем предоставляется на конкурсной основе — ребята борются, соревнуются за это. То есть проект поддерживает мотивацию и увлеченность самих школьников, а именно в таком подходе заключается будущее профориентации»,— говорит эксперт. Она надеется, что проект сможет заинтересовать ребят профессиональным образованием: «Показать, что сегодня станки — современные: с цифровым управлением, программируемые. Кроме того, проект уравнивает шансы ребят из семей с низким ресурсом получить новые навыки».

Главным минусом проекта она считает низкий охват школьников: «Каждый класс, каждая параллель — это 700–900 тыс. учеников. И профориентацию надо давать как минимум на 8–9–10 классы. Это 3,5 млн школьников. Сейчас проект распространяется лишь на самых мотивированных, а надо, чтобы он охватывал как минимум половину всех ребят, которым нужна профориентация».

В профсоюзе «Учитель» указывают на другую проблему.

«Кто будут эти 5 тыс. педагогов, участие которых предполагается в проекте? Учителя-предметники? Им и так сейчас хватает нагрузки, и они вряд ли выделят полтора месяца на переобучение»,— считает сопредседатель профсоюза Всеволод Луховицкий.

Он опасается, что за такой короткий срок учителя не смогут получить достаточные знания о профориентации. «Сейчас о выборе профессии говорят со старшеклассниками классные руководители, психологи и социальные педагоги. Я видел учебники даже для начальных классов, где детям рассказывается о профессиях. Но итог один: молодые люди после вуза или армии не ищут ту профессию, которую им подсказал тест. Они смотрят в первую очередь на зарплату»,— добавил господин Луховицкий.

Анастасия Курилова

Вся лента