«Текущая модель экономического роста на Дальнем Востоке нуждается в переосмыслении»

Михаил Дегтярев о миссии Хабаровского края в экономике страны

Временно исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев, представлявший регион на Восточном экономическом форуме, ответил на вопросы “Ъ” о том, как видится экономическое развитие края в ближайшие годы. Основные проекты, которые будут менять облик региона,— крупные федеральные промышленные объекты, «водородный», лесной и строительный кластер, инфраструктурные проекты РЖД, СПГ и энергетика.

Врио главы Хабаровского края Михаил Дегтярев

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

— Какие подходы к экономическому развитию Хабаровского края вы представляли на ВЭФ?

— Президент Российской Федерации Владимир Путин остается последовательным в своем политике поддержки Дальнего Востока. Государственное внимание к Дальнему Востоку получило новый импульс в 2013 году, когда развитие Дальнего Востока объявлено национальным приоритетом. Для развертывания этого приоритета впервые в «новой» России запущены действительно новаторские механизмы для стимулирования и поддержки крупного макрорегиона нашей страны. В прошлом году утверждена национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока. В нашей стране восемь федеральных округов, а национальная программа принята только для ДФО.

Дальний Восток продолжает сталкиваться с серьезными вызовами. Я выделил бы два вызова, которые нуждаются в квалифицированном, всестороннем обсуждении и подготовке. Несмотря на глобальные трудности в связи с коронавирусом, нам требуется вновь вернуться к повестке ускоренного экономического роста. Мы ставим для себя задачу удвоения ВРП края за семь-восемь лет. Текущая же модель экономического роста на Дальнем Востоке нуждается в анализе и переосмыслении.

Есть запрос на новые подходы к пространственному развитию. В том числе через принцип комплексного освоения территорий на основе известных механизмов территориально-производственных комплексов. Стимулирование комплексирования, кластеризации на базе крупных, масштабных проектов актуально для повышения отдачи, достижения устойчивости экономической динамики дальневосточных территорий.

Потому мы уделяем особое внимание мощным, уникальным проектам, они должны предусматривать больше эффектов для национальной и региональной экономики. Предложенные нами новые крупные проекты Ниманской ГЭС, мощной Тугурской приливной электростанции, а также переход к устойчивому лесопользованию (Хабаровский край располагает запасом лесных ресурсов в объеме 5 млрд кубометров) эффективно встраивают регион в климатическую повестку, развитие водородной энергетики.

По-настоящему серьезный вызов — продолжающийся отток населения из Дальнего Востока. Если мы говорим об «удвоении» ВРП макрорегиона, то мы хотя бы «расчетно» понимаем, что для такой динамики нужны дополнительные рабочие руки, люди. Но проблема выходит далеко за рамки экономических расчетов. Крупные проекты создают новые рабочие места, органы власти, местное самоуправление должны создавать комфортные условия для проживания, доступности жилья, получения образования, современной медицинской помощи, других социальных услуг.

— Какой вы видите долгосрочную миссию Хабаровска и Хабаровского края в масштабах страны и Азиатско-Тихоокеанского региона?

— Ответ на этот вопрос во многом зависит от смысла, который вы вкладываете в понятие «миссия». Если говорить о смысле существования территории, то, безусловно, миссия любого руководителя — сделать регион комфортным для жизни и процветания его жителей. Чтобы люди получали достойную зарплату, чтобы работали промышленные предприятия, появлялись новые виды бизнеса, чтобы жилье строилось, транспорт ходил, чтобы хватало школ и больниц и их уровень соответствовал бы уровню XXI века. Это — базовые составляющие развития территории. Соблюдение таких условий позволит региону успешно встроиться в систему мирохозяйственных связей не только Азиатско-Тихоокеанского региона, но и мировой экономики в целом. К примеру, успешная реализация проекта строительства Тугурской приливной электростанции с производством "зеленого" водорода позволит нам сформировать в крае ядро Восточного водородного кластера, обеспечить четверть всего российского экспорта этого энергоносителя на внешние рынки.

Наша миссия определяется еще и тем, что Хабаровский край — это социум, который создает, развивает свою идентичность, свою уникальность. Развитие края невозможно без личностного роста его жителей, их самореализации, ведения бизнеса, получения достойных доходов. Мы должны стремиться к тому, чтобы наш край был привлекательным и притягательным для людей, предпринимателей, самых взыскательных инвесторов. Чтобы к нам было интересно и выгодно приезжать, жить, создавать семьи, работать, отдыхать.

Объективно мы находимся в конкурирующем пространстве.

Хабаровский край я вижу не только опорным, но и лидирующим, передовым регионом Российской Федерации на тихоокеанском направлении. Очевидно, что город Хабаровск должен позиционироваться как крупный центр, где сконцентрированы современные органы управления, деловая и коммерческая инфраструктура, научно-образовательные комплексы и, конечно же, население. Хабаровск не только должен, но и может стать площадкой для внедрения передовых решений.

— Есть ли у вас предложения, как сохранить позиции края на экономической карте страны?

— Конечно, более того, нам есть что предложить для «трансфера» в другие регионы, чтобы наш опыт, наши наработки применялись в других территориях страны. К сожалению, за почти десятилетие население Хабаровского края сократилось более чем на 40 тыс. человек. И переломить эти тенденции — наша ключевая миссия. Причем я считаю, что нужно говорить не о торможении оттока населения, а о притоке новых тружеников, новых интеллектуалов на Дальний Восток.

— Есть ли в регионе условия для этого?

— Во-первых, я считаю, что Хабаровский край выполняет важную, как раньше говорилось, народнохозяйственную функцию индустриального плацдарма для выхода ведущих национальных компаний на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

На Востоке России реализованы и продолжают развертываться крупные инфраструктурные проекты: нефтепровод Восточная Сибирь—Тихий океан, газовый проект «Сила Сибири», газопровод Сахалин—Хабаровск—Владивосток. Идет модернизация восточного полигона российских железных дорог. Увеличение пропускной и провозной способности железных дорог, газо– и нефтепроводы «разворачивают» экономические и товарные потоки на азиатские рынки, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

И Хабаровский край выступает «окном» России на данном направлении. Причем не только с точки зрения инфраструктуры. Мы создаем условия, чтобы ведущие компании, корпорации нашей страны, которые реализуют проекты на Дальнем Востоке (а это, к примеру, «Роснефть», «Газпром», «Росатом», «Роскосмос»), размещали в Хабаровском крае свои инжиниринговые подразделения, центры исследований и разработок, производства.

— В крае появилась новая форма работы правительства с инвесторами — флагманские проекты. Что это и как должно работать?

— Форма основана на технологии полного сопровождения проектов от начала и до конца. Под каждый проект сформирована своя рабочая группа, назначен руководитель, на котором лежит ответственность за успешное исполнение. Все сложности, возникающие в ходе реализации мероприятий «дорожной карты», будут обсуждать на заседаниях офиса флагманских проектов. Такой формат позволит наработать эффективные практики взаимодействия, необходимый опыт и компетенции, которые в последующем можно будет тиражировать.

Сейчас под сопровождением находятся развитие и реновация территории природного парка краевого значения «Питомник имени Лукашова»; развитие острова Большой Уссурийский и «Хабаровских авиалиний»; создание спортивно-туристического комплекса «Хехцир», краевого технопарка креативной индустрии в Хабаровске; Дальневосточного детского центра отдыха и оздоровления, а также производство на территории края типовых сборных деревянных домокомплектов — «Дом дальневосточника».

— Неразвитость инфраструктуры на территории Дальнего Востока часто является основным тормозом экономического роста. Хабаровский край не исключение?

— Увы, нет. Ликвидировать инфраструктурные барьеры необходимо. Барьеры мешают эффективно поддерживать предприятия, а это тормозит экономическое развитие края. Нехватка объектов транспортной инфраструктуры, износ объектов энергетики влекут за собой большие издержки для инвесторов. Это не позволяет создать благоприятный инвестиционный климат в регионе.

Хабаровский край — транспортно-логистический центр всего Дальнего Востока. Но по плотности дорог мы в пять раз отстаем от среднероссийского уровня! Экономика нашего региона в четыре раза превышает средний уровень по транспортоемкости в России. Причина этому — затратность транспортировки и ее высокая необходимость, поскольку экономика Хабаровского края экспортно ориентирована.

Поэтому правительство Хабаровского края особое внимание уделяет модернизации существующих и созданию новых инфраструктурных объектов. В 2020 году в городе Советская Гавань ввели в строй новую ТЭЦ. Это дало толчок развитию Ванино—Советско-Гаванскому транспортному промышленному узлу, а он в крае — один из ключевых центров экономического роста. Здесь в ближайшем будущем будет создан Тихоокеанский гидрометаллургический комбинат.

В Хабаровске расчищают площадку под строительство новой ТЭЦ. Завершается строительство новой трассы «Обход города Хабаровска», которая помимо прочего открывает потенциал для комплексного развития Большого Уссурийского острова. В планах — создание прямого транспортного сообщения между островом и трассой и такого важного инфраструктурного объекта, как сухой порт. После реализации этих проектов будем говорить о новых возможностях для развития хабаровской агломерации.

Еще один крупный инфраструктурный проект — строительство газопровода Сахалин—Хабаровск—Владивосток, проектная производительность первого пускового комплекса составит 5,5 млрд куб. метров. Что он даст? Позволит наращивать программы газификации края.

Драйверами экономического роста станут такие масштабные проекты, как строительство завода по производству СПГ в районе порта Де-Кастри, гидрометаллургического комбината в Советской Гавани, проект поставок природного газа на побережье Охотского моря (совместно с Республикой Саха—Якутия), развитие Большого Уссурийского острова.

В ближайшие три года планируем модернизировать восточный полигон ОАО РЖД — объект федерального уровня. Этот проект связан с другими — строительством Тихоокеанской железной дороги по маршруту Южная Якутия—Тугурский залив, наращиванием портовых мощностей края, разработкой новых масштабных проектов энергетической инфраструктуры, таких как Ниманская ГЭС. И это тоже — дополнительный стимул экономического развития, к тому же закрепляющий позиции края как ключевого транспортного узла на Дальнем Востоке.

— Какие существуют планы развития крупнейших городских агломераций региона — Хабаровской и Комсомольской?

— Один из способов решения проблем — привлечение в город Хабаровск и в регион федеральных застройщиков. С их приходом увеличится приток капиталов за счет их же собственных оборотных средств, что создаст здоровую конкуренцию на первичном рынке жилья. Это поможет снизить рыночные цены на квадратный метр. Мы должны пригласить в регион как можно больше застройщиков, чтобы спрос соответствовал предложению.

Мы поставили перед собой амбициозную задачу — выйти к 2025 году на темпы строительства 1 млн кв. м жилья в год. Земля есть, энергоносители есть. Можно строить, но сначала нужно привести к приемлемому уровню стоимость квадратного метра. И мы понимаем, что с нашей транспортной логистикой в крае и существующей базой производства строительных материалов на Дальнем Востоке мы могли бы создать в Хабаровском крае целый строительный кластер для всего Дальневосточного федерального округа.

Вся лента