IT-гигантам огласили весь список

Как будут воздействовать на «неприземлившиеся» в России зарубежные компании

IT-гигантам, которые не откроют филиалы в России, заблокируют денежные переводы. В итоге пользователи могут остаться без подписок на онлайн-сервисы. В Минцифры уточнили, как именно будут наказывать нарушителей так называемого закона о «приземлении». В июле его подписал президент Владимир Путин. До 1 января крупные зарубежные интернет-компании должны отрыть российские офисы. Тех, кто откажется, могут полностью заблокировать на территории страны. Но это не единственная мера воздействия. Российские банки должны будут останавливать переводы в пользу такой компании. Воспользоваться иностранной платежной системой не выйдет: подобные транзакции тоже будут ограничивать.

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

Бизнес, который размещает рекламу на YouTube или в Facebook, найдет способ обойти запрет, считает управляющий партнер Коллегии медиа-юристов Федор Кравченко. Но пострадать могут миллионы россиян, которые просто покупают подписки на иностранные сервисы.

«Ставится чисто техническая заслонка на осуществление платежей за вполне законные транзакции. В этой ситуации, если есть два лица — один продавец, а другой покупатель — разумеется, они найдут способ перечислить эти деньги. Невозможно ограничить и запретить агентские схемы, когда некое иностранное юридическое лицо получает от российского средства, оказывая, например, консалтинговые, маркетинговые или рекламные услуги. И часть из этих денег компания переводит IT-гигантам.

Понятно, что это создаст большое количество сложностей.

Но что самое главное — это продолжает тенденцию к деградации российского IT, а теперь уже отчасти и финансового законодательства.

В документе есть определение, кто именно должен “приземляться” на территории РФ. И среди условий там: суточная аудитория 500 тыс., работа на русском языке, размещение рекламы, направленной на нашу аудиторию, получение платежей от россиян. Судя по всему, это затронет провайдеров электронной почты, например, Gmail, видеохостинги, иностранные кинотеатры.

То есть речь может зайти даже не столько о том, что пострадает отечественный бизнес, сколько о том, что миллионы пользователей столкнутся со сложностями в оплате привычных им услуг. Причем перечень может оказаться большим и зависит только от усмотрения Роскомнадзора. Потому что, опять-таки, российские власти применят свой любимый принцип: когда деятельность той или иной компании может быть ограничена, но необязательно будет ограничена.

Но если бизнес относительно легко находит решения, то в случае с пользователями, конечно, маловероятно, что какой-нибудь студент для того, чтобы заплатить 129 руб., скажем, за YouTube Premium или за лишние 10 Гб места в своей электронной почте, будет осуществлять транзакции через Восточную Европу. Поэтому я подозреваю, что закон и тот проект, который мы сегодня обсуждаем, мягко говоря, не продуман. И вполне возможно, инициатива будет отложена, будут установлены новые сроки ее введения», — размышляет Кравченко.

Авторы закона объясняли, что хотят создать равные условия работы для отечественных и зарубежных IT-компаний. Иностранный бизнес — например, Google или Facebook — зачастую не выполняет требования российских властей и получает многомиллионные штрафы. И если компании откроют офисы в стране, давить на них станет проще, поясняет управляющий партнер юридической компании Digital Rights Center Саркис Дарбинян:

«Ограничений как таковых изначально не предусмотрено.

Но открывая офис в России, международные компании создают точку воздействия на них. И, конечно, сотрудники будут заложниками ситуации.

Это будет означать, что в случае неисполнения требований со стороны глобального офиса могут возбуждаться административные и уголовные дела против сотрудников. В таком случае компании придется реагировать, потому что подставлять своих людей и оставлять их наедине с требованиями российских властей, они, конечно, в таком случае не смогут. Поэтому создание представительства в России упростит задачу того, чтобы добиваться исполнения даже самых одиозных решений».

Компании-нарушители смогут добиться исключения из черных списков Роскомнадзора. Решение можно будет оспорить в суде. Или же бизнес может сообщить ведомству, что выполнил требования о «приземлении». Компанию обещают убрать из реестра нарушителей в течение трех дней.

Вся лента