Цена вопроса

Аналитик Национального рейтингового агентства Алла Юрова о миграционной проблеме

Миграционный вопрос стал одним из значительных факторов, препятствующих восстановлению российской экономики от последствий COVID-19. Сохранение ограничений, связанных с пересечением границ, по мере увеличения внутреннего спроса на трудовые ресурсы из стран ближнего зарубежья, очевидно, приведет к росту цен в строительстве, сельском хозяйстве, ЖКХ, сфере услуг.

Фото: Из личного архива

Сегодня возможности для мигрантов приехать в Россию напоминают бутылочное горлышко: железнодорожного сообщения со странами СНГ практически нет. Частота авиарейсов существенно сокращена: провозные емкости российских авиакомпаний на направлениях с соседними республиками в первом квартале 2021 года оказались на 29% ниже, чем в январе—марте прошлого года.

Такое ограничение авиасообщения особенно критично сказывается на потоке из Киргизии и Таджикистана — традиционно примерно 60% граждан двух этих республик прибывают в Россию самолетами. Ощутимо это и для граждан Узбекистана, более 40% которых обычно прибывали в нашу страну воздушным путем. Узбекистан, Таджикистан и Киргизия формируют три четверти трудовых мигрантов из стран СНГ.

В то же время за трехлетний период, предшествующий COVID-19, более 60% граждан СНГ для прибытия в Россию пользовались автомобильным транспортом. Поэтому наблюдаемое сокращение миграционного потока может быть следствием не только транспортной проблемы и необходимости предъявления отрицательного теста на COVID-19 при пересечении границы.

Привлекательность работы в России могла снизиться, в частности, из-за ослабления рубля. За 2020 год стоимость доллара в российской валюте увеличилась на 20%, тогда как в узбекских сумах — на 10%. По данным ЦБ, денежные переводы из России в Узбекистан в 2020 году сократились на 19% в долларовом выражении (доля переводов в страну среди стран СНГ снизилась с 50% до 40%). Несмотря на это, экономика Узбекистана в 2020 году осталась в плюсе: ВВП страны продемонстрировал рост на 1,6%.

Темпы ослабления курса валют Киргизии и Таджикистана были близки к российским. Сумма денежных переводов в долларовом выражении из России в Киргизию практически не изменилась в 2020 году, оставшись на уровне $603 млн, а в Таджикистан — выросла на 60%, до $1,73 млрд. Этот рост компенсировал снижение переводов всех других стран СНГ. Что же касается Узбекистана, то мигранты из этой страны отправили себе на родину $2,46 млрд, в то время как 2019 году — более $3 млрд.

Таким образом, несмотря на миграционный отток, в совокупности денежные переводы из России в страны СНГ в 2020 году в долларовом выражении выросли на 2%.

Строительная отрасль одной из первых ощутила миграционную проблему. Из-за «коронакризиса» стройки потеряли около 1,2–2 млн рабочих. И если в 2020 году основным драйвером роста себестоимости строительства стало повышение цен на материалы, то в 2021 году на фоне увеличения объемов работ на первый план может выйти рост затрат на оплату труда: по оценкам, приведенным Национальным объединением строителей, в этом году рост зарплат на стройках уже составляет около 20–25%.

Учитывая сохранение транспортных ограничений, которые приводят к росту стоимости переезда в Россию, возвращение зарплат в зависимых от мигрантов отраслях к прежнему уровню в этом году маловероятно. Это увеличивает риски российского бизнеса. Кроме того, эпидемиологическая ситуация развивается порой неожиданно, а высокий уровень неопределенности всегда играет наихудшую роль для восстановления и развития.

Алла Юрова, аналитик Национального рейтингового агентства

Мы не прорабы, прорабы не мы

Куда ведет российскую строительную отрасль зависимость от иностранных рабочих

Читать далее

Вся лента