«Профориентация начинается еще до школы»

Экспертное мнение

В условиях дефицита кадров многие крупные промышленные корпорации стремятся выстроить взаимодействие с профильными вузами, привлекая студентов на стажировки и практики. И только единичные предприятия расширили эту работу до уровня образовательных программ для школьников, помогая ребятам с профориентацией. О кадровой политике группы ГАЗ рассказывает директор по персоналу холдинга Елена Марштупа.

— Группа ГАЗ одной из первых в регионе начала комплексную поддержку образования — на этапе даже не школы, а дошкольной подготовки. Почему это было сделано? Каких результатов удалось достичь?

— С одной стороны, как и многие другие российские компании, мы столкнулись с тем, что приток молодых специалистов технического профиля на производства невелик. С другой — мы много общаемся с выпускниками вузов, которые работают не по своей специальности. Понятно, что некоторые из них при выборе будущей профессии просто предпочитали то, что было престижно, — юридический, экономический профиль, не учитывая собственные склонности. Наши исследования показали, что до поступления в вуз у многих просто не было возможности выявить свой технический потенциал. А профессиональная ориентация начинается уже в дошкольном возрасте: оказалось, что, если заинтересовать ребят техникой в игровой форме, это так затягивает, что многие из них видят в этом смысл своей будущей профессии.

Конечно, мы всегда плотно работали со студентами: открывали базовые кафедры в профильных вузах, разрабатывали новые программы, стажировки для преподавателей, чтобы теоретические курсы были максимально приближены к производственным задачам. Продолжая развивать это направление, мы посмотрели на вопрос шире. В результате по инициативе Олега Дерипаски в 2008 году стартовала программа «Робототехника» и ежегодные фестивали «РобоФест». За это время фестиваль стал крупнейшим событием в области робототехники и высоких технологий в Европе. Ребята в возрасте от шести лет с наставниками представляют свои проекты, соревнуются с командами из других регионов. Это драйв, горящие глаза — очень мощная энергетика! С 2010 года мы ежегодно проводим полевые испытания роботов «РобоКросс» — это уже студенческая история.

Таким образом, в нашей команде сейчас 150 выпускников программы робототехнического направления и нашей базовой кафедры в Нижегородском государственном техническом университете имени Р. А. Алексеева (НГТУ). Среди них есть и те, кто уже сами стали наставниками юных робототехников.

В 2018 году мы поддержали проект Министерства образования и науки РФ по открытию детского технопарка «Кванториум» на базе корпоративного университета группы ГАЗ. А в сентябре прошлого года фонд Олега Дерипаски «Вольное дело» открыл при нашем корпоративном университете центр цифровых технологий для школьников «Техноспейс». Все эти проекты объединяет главное: ребята занимаются научно-техническим творчеством, получают удовольствие от интересной командной работы, а мы выстраиваем стратегическую траекторию профессионального развития своих будущих сотрудников.

— Какие перспективы открываются перед ребятами, занимающимися в «Техноспейсе ГАЗ»?

— Ребята получают профессиональные навыки в сфере инженерного дизайна, прототипирования, мобильной робототехники, радиоэлектроники, навыки проектной работы и технологического предпринимательства. Они учатся творчески мыслить, у них развивается интерес к точным наукам и инженерным специальностям. Кроме того, они начинают понимать задачи, стоящие перед нашей компанией, а значит, будут успешнее их решать. Проекты старших школьников и студентов максимально ориентированы на реальные производства: в числе опытных наставников — наши сотрудники из инженерного состава, технологи. Кроме того, ребята начинают погружаться в нашу корпоративную культуру: смотрят, какие у нас ценности, что для нас важно. И в результате, когда приходит время, более осознанно выбирают специальность, а по окончании вуза имеют преимущественное право при трудоустройстве в группу ГАЗ.

Мы также заинтересованы в том, чтобы максимально помочь нашим детям, нашей молодежи, молодым семьям, которые живут в Автозаводском районе, получить качественное образование, в том числе дополнительное. Это одно из важных направлений программы группы ГАЗ по повышению качества жизни в регионах — «Новый социальный вектор».

— Одна из целей подобной работы — повысить престиж рабочих, инженерных специальностей. Как, по вашим наблюдениям, за последние годы изменилось отношение молодежи к ним?

— Могу сказать совершенно искренне: очень изменилось. Совместная работа государства, системы образования и то, что крупные компании активно внедряют разные форматы профориентационной работы (экскурсии на производственные площадки, гостевые лекции топ-менеджмента), — все это позволило за последние годы увлечь ребят техническими профессиями. Один из показателей этого — растущие проходные баллы и конкурс в технические вузы. Кроме того, произошел серьезный сдвиг в качестве подготовки абитуриентов. По отзывам преподавателей, вчерашние школьники, проходившие дополнительную подготовку, уже на первых курсах показывают знания и компетенции, которые раньше приходилось формировать только с поступлением на работу.

— Более 1000 студентов ежегодно подают свои резюме, чтобы попасть на стажировку в группу ГАЗ, и только нескольким десяткам это действительно удается. В чем ценность таких стажировок?

— Программа, предусматривающая полугодовые стажировки на ГАЗе студентов старших курсов, действует с 2018 года. За три года к нам пришли 158 стажеров, 111 из них по итогам стажировок приняты в штат. Стартовый набор был в коммерческий блок: логистика, закупки, продажи. Но руководители других подразделений увидели в этом серьезный инструмент привлечения молодых специалистов, и в этом году мы получили заявки и от других служб, в том числе конструкторских, технологических.

Прежде чем попасть на стажировку, студенты проходят конкурсный отбор: мы оцениваем потенциал, знания общего плана, работу в команде. Выбираем тех, кто слышит других, может донести свою позицию, зажечь идеей так, чтобы команда приняла именно его идею.

Стажировка — это взаимовыгодная работа: ребята оценивают компанию, в которую они попали, как к ним относятся на первом рабочем месте, наставники — подходит ли стажеру функционал, руководители — насколько перспективен специалист.

— Как сегодня группа ГАЗ строит работу с вузами? Какими проектами особенно гордитесь?

— У нас есть как традиционные направления: экскурсии на производство, лекции, мастер-классы, стажировки и практики, совместные с вузами научно-практические конференции, так и более плотная работа. С 2013 года в НГТУ у нас есть базовая кафедра «Создание продуктов автомобилестроения», работающая на базе легендарной конструкторской службы ГАЗа — Объединенного инженерного центра (ОИЦ). Фактически ребята там учатся проектировать автомобили, которые наша компания в данный момент разрабатывает. За восемь лет кафедра выпустила 192 студента, из них у нас работают 47 специалистов.

Еще одно наше серьезное достижение — студенческое конструкторское бюро «Роботизированные транспортные средства», созданное на базе НГТУ и корпоративного университета группы ГАЗ. Сотрудники бюро ведут технические разработки в области беспилотного транспорта, для его испытаний на ГАЗе создан специальный полигон.

В Москве у нас есть совместный проект с МГТУ имени Н. Э. Баумана — инжиниринговый центр имени А. А. Липгарта, в рамках которого студенты, ОИЦ и сотрудники Ликинского автобусного завода (входит в группу ГАЗ) проектируют современные электроплатформы и электробусы.

Кроме того, мы являемся ключевым партнером федерального проекта «Профстажировки 2.0», который реализуется в рамках программы «Россия — страна возможностей». Суть проекта в том, что бизнес предлагает студентам поработать над реальными кейсами — на сайте проекта их уже более 4,9 тыс. Затем за каждым студентом закрепляется наставник, и в итоге проект защищается как дипломная или курсовая работа. Мы на свои кейсы получили 254 отклика, и 41 кейс ребята уже решили.

— Как в компании налажена работа по повышению квалификации специалистов?

— В 2022 году Горьковский автозавод отмечает 90 лет, и столько же лет системе обучения и развития персонала, она выстраивалась с самых истоков. За последние годы при поддержке Олега Дерипаски подход стал более комплексным, а образовательные направления более разнообразными и востребованными в современной жизни. Был создан корпоративный университет -— основа профессионального обучения и переобучения сотрудников группы ГАЗ — от рабочих до топ-менеджеров. Ежегодно в нем обучаются 20 тыс. человек. Обучение ведется на девяти практических площадках, в 30 оснащенных аудиториях, по 500 программам и тренингам. Кроме того, у нас есть «Онлайн-академия», стартовавшая задолго до того, как цифровизация стала трендом, — в 2009 году. Сейчас в ее базе около 120 дистанционных обучающих программ, в том числе тесты для сотрудников, позволяющие более конкретно, прицельно вести подготовку специалистов.

Два года назад мы активно стартовали с обучением ТРИЗу (теория решения изобретательских задач). Еще одна наша гордость — собственная разработка корпоративного университета, программа PPDS (планирование и разработка продукта). Наконец один из главных трендов последних лет — получение технического образования как второго высшего. Эту программу мы разработали совместно с НГТУ, и она очень востребована: группы формируются ежегодно.

Кроме программ корпоративного университета у нас есть совместные проекты со сторонними вузами. Например, вместе с МГУ имени М. Ломоносова готовим специалистов со степенью МВА по программе «Производственные системы» — это востребованный курс у наших руководителей и участников программы развития кадрового резерва.

— Программа развития кадрового резерва — это такой карьерный лифт?

— Да, мы называем ее «Программа развития лидеров». По сути, это подготовка сотрудников на различного уровня управленческие позиции. С 2017 года, когда программа стартовала, выпускниками программы стали более 200 специалистов и 91 из них получил назначения на вышестоящие должности. Фишка программы в том, что кроме теоретических курсов участники проходят «обучение боем» — осваивают новые компетенции и отрабатывают навыки командной работы на реальном производстве, в «полевых условиях». Каждый участник в течение года-полутора лет в обязательном порядке проходит четыре двухнедельные стажировки, в течение этого периода решает задачи, а эксперты разных направлений оценивают эту работу. Эту программу высоко оценило профессиональное сообщество: в 2018 году наша заявка победила на IX Всероссийском конкурсе корпоративных проектов People Investor в номинации «Управление человеческими ресурсами».

В декабре 2020 года стартовало продолжение — «Программа развития лидеров 2.0». Подготовку на позиции «управляющий директор» и «управляющий директор минус один» сейчас проходят 35 сотрудников. Президент группы ГАЗ Вадим Сорокин отобрал пять стратегически важных проектов, над которыми работают участники программы.

— Топ-менеджеры лично участвуют в таких проектах?

— Да, обязательно. Например, в прошлом году у нас стартовала акселерационная программа «Тест-драйв», нацеленная на развитие инновационного предпринимательского мышления. Любой сотрудник может заявиться со своей идеей и реализовать ее потом через стартап. Среди таких идей были, например, освоение модельного ряда автодомов и мобильных прицепов, создание модульного универсального электробусного шасси — мы ориентируем участников на масштабные идеи. Актуальность проекта, его перспективы оценивают именно топ-менеджеры. Если они дают добро, у претендента и его внешних наставников (мы работаем с компаниями, имеющими большой опыт в запуске стартапов) есть четыре месяца, чтобы проявить себя. После этого проводится защита проекта, в ходе которой нужно представить конкретный план реализации и обосновать необходимые ресурсы. И если топ-менеджмент принимает проект, у инициатора есть шанс стать его руководителем.

Беседовала Татьяна Салахетдинова

Вся лента