Санкции дошли до адресата

Почему американские власти ввели ограничения против российских компаний именно сейчас

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин призвал США «не плевать в самарский колодец» — так руководитель ведомства отреагировал на новые американские санкции. Под торговые ограничения попали более 40 российских предприятий — например, из отрасли авиастроения и судостроения, а также Минобороны и Служба внешней разведки. Кроме того, под санкции попали ракетно-космический центр «Прогресс» в Самаре — там производят «Союзы», на которых американцы и россияне летали к МКС в последние годы. Рогозин заявил, что новые ограничения ставят под угрозу программу МКС. Предприятия, которые попали в список, не смогут закупать у США технологии и товары. Чтобы заключить любую сделку с американской компанией, им потребуется специальная лицензия от правительства США. Также в списке значатся 58 китайских компаний.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Почему эти санкции появились именно сейчас? Программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев рассказал “Ъ FM”, что это часть долгого бюрократического процесса:

«С Навальным, новой администрацией и текущими повседневными делами это не связано. К этим санкциям дело шло уже давно, законодательная база об ограничениях против компаний, которые могут быть полезными для военных в той или иной степени, появилась еще летом, а информация о том, что они могут быть введены, была еще несколько недель назад. Это скорее такой рутинный процесс, направленный на сдерживание ключевых соперников США — Китая и России. Это, скажем так, колея американской внешней политики. Целились и туда, и туда, но в Пекин больше. Однако радикально это картину не меняет, потому что целый ряд компаний находятся в других списках, например, секторальных санкций.

То есть для многих ничего не меняется, они даже в теории не могут ничего купить в США, потому что не могут пользоваться их финансовой системой.

Но есть компании, которые ни в каких списках не числились, но даже в их случае, если они имеют отношение к оборонно-промышленному сектору, зависимость от американского экспорта уже является угрозой нашей безопасности. Ограничения для Минобороны и СВР — это скорее символический жест. Во-первых, уже с 2014 года действуют секторальные санкции, есть блокирующие санкции, так что именно для этих организаций ничего не меняется».

Часть российских предприятий зависят от импортных комплектующих, и иногда их просто нечем заменить, отметил профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский: «Для любой нашей машиностроительной отрасли — будь то авиастроение, автомобилестроение, судостроение --наложение дополнительных санкций — это серьезная мера. Зависимость от иностранных комплектующих различается. Например, у судостроения 90% и более поставляется из-за рубежа. В авиастроении доля может быть ниже, но все-таки зависимость остается достаточно высокой. Мы помним в случае с нашим новым самолетом МС-21, когда его выпуск был задержан из-за того, что в результате санкций американцы прекратили поставку композитных материалов, которые необходимы для создания крыла этого лайнера.

Чтобы начать производить то же самое у себя, требуются годы и капиталовложения, поэтому конкретные корпорации в любом случае понесут ущерб. Не всегда замена поставщика бывает адекватной. Я приведу один пример, он связан с газонефтедобычей на знаменитом Южно-Киринском месторождении на Сахалине — для его разработки необходимо оборудование, которое производят только две компании в мире: одна американская, другая норвежская. Так или иначе, эта логика также распространяется и на другие сектора».

В Кремле заявили, что новые санкции США — это очередной враждебный шаг, и назвали его «пинком по и так плохим двусторонним отношениям». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Россия будет защищать свои интересы. Противодействовать новым американским санкциям в судах почти бессмысленно, но зато можно договариваться об отдельных сделках, рассказал “Ъ FM” адвокат BGP Litigation Денис Дурашкин: «Судя по высказываниям Рогозина, это чувствительно именно для "Роскосмоса", поскольку компании из группы "Ростех" и другие уже и так постарались перейти на аналогичные технологии, если они существуют, на других поставщиков. В судебном порядке оспорить такие санкции, как показывает практика, шансов очень мало.

Но в каждом конкретном случае есть более простой механизм получения этих лицензий. Предположим, речь идет не о компаниях "Роскосмоса", а о каких-то других, которые могут доказать, что они являются гражданскими пользователями. Они могут получить эту лицензию и в принципе получают ее очень часто. По сути, для них это означает, что период пересделок будет длиться еще дольше.

Что касается предприятий "Роскосмоса", им, видимо, придется искать других поставщиков тех же самых материалов, либо оборудования вне США.

Я не исключаю, что для каких-то отдельных проектов, особенно если NASA будет, условно говоря, ходатайствовать за компанию, им могут дать лицензию. Ведь смысл в чем? Это общий запрет, но по каким-то отдельным моментам, по отдельному разрешению, оформляемому Бюро промышленности и безопасности, эти сделки могут быть совершены. Я не исключаю, что удастся сохранить ряд договоренностей, по которым "Роскосмос" может доказать, что здесь нет никакого двойного назначения, что все используется исключительно в гражданских целях. Что же касается отмены ограничений, я считаю, что шансы очень невелики».

Кто попал под санкции США

Смотреть

На новые санкции США отреагировал зампредседателя Совета безопасности Дмитрий Медведев. Он заявил, что ограничения против России и Китая вредят свободе торговли, но при этом их влияние на политику Москвы и Пекина стремится к нулю.

Сергей Гусев

Вся лента