Круг иноагентов ширится

По каким признакам граждан будут включать в этот список

Депутаты предложили ужесточить требования к иностранным агентам, как организациями, так и физическим лицам. Законопроект внесли в Госдуму 18 ноября. Согласно документу, иноагентом могут признать человека, который занимается политической деятельностью и при этом получает финансирование из-за рубежа. Такие люди не смогут претендовать на государственные должности. Им будет запрещен доступ к гостайне. Иноагенты, включая физлиц, должны будут сообщать о своем статусе во всех материалах, которые они публикуют. И регулярно отчитываться о своей деятельности и расходах.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Один из авторов законопроекта — депутат от «Единой России» Василий Пискарев — объяснил необходимость изменений в законе, и сослался на международный опыт.

«Для людей нужна прозрачность, чтобы какие-то шаги в интересах других стран не скрывались под разного рода деятельностью. Сложно представить, что, когда другая страна заказывает какие-то материалы о России, она делает это в интересах нашей страны. В частности речь идет об изменениях законодательства об избирательном процессе, внесено небольшое дополнение: чтобы иноагенты не могли участвовать в избирательных кампаниях. Это тоже мировая практика.

Избирательная кампания — это наше внутреннее дело, поэтому туда не должны влезать иностранные агенты, формировать повестку, мировоззрение, влиять на настроения, на волеизъявление граждан.

Для иноагентов, в данном случае физлиц, нет ограничений для участия в выборах. Пассивное избирательное право на них распространяется, они могут участвовать в выборах и быть депутатами, другими лицами должностными, где предусматривается возможность избрания. Одно небольшое дополнение: чтобы в графе, где мы видим информацию о таком кандидате, было указано, что он иноагент. Пусть это будет везде прописано», — сказал Василий Пискарев.

Авторы законопроекта также предлагают запретить организациям и СМИ-иноагентам участвовать в избирательных кампаниях. При этом в самом тексте документа такой нормы нет.

Руководитель программы «Внутренняя политика» Московского центра Карнеги Андрей Колесников называет законопроект избыточным. По его словам, у власти и так достаточно инструментов, которые ограничивают участие оппозиции в выборах.

«Это мера имеет скорее совсем превентивное значение, такого может просто не случиться, но это предусмотрено в законодательстве. Какой реальный оппозиционер сейчас может занять какие-либо государственные должности или стать депутатом на федеральном уровне? Я думаю, что никакой. Здесь муха не пролетит, никакая фигура такого рода не может появиться ни в правительстве, ни в министерствах, ни в ведомствах, ни в городских каких-то структурах. В этом-то, собственно, и вся соль, в избыточности такого рода законодательства. Оно абсолютно ненужное и уже перекрывает те каналы, по которым уже никто не собирается идти, — считает Андрей Колесников. — С одной стороны, это логика развития самого политического режима. Он становится все более жестким и все более абсурдным в своей жесткости. С другой стороны, это создание неких законодательных рамок для того, что в принципе может произойти и что в принципе селективно, избирательно можно использовать. Когда надо, этот закон применят в отношении того, кого выберут по каким-либо причинам жертвой этого закона. А так он может быть полуспящей нормой».

Кроме того, согласно законопроекту, любые упоминания об иноагенте в СМИ должны будут сопровождаться уточнением о его статусе. Это касается и организаций, и отдельных персон.

Законодательство в этой сфере со временем будет только ужесточаться, считает правовой аналитик «Агоры» Дамир Гайнутдинов: «Опыт зачистки гражданского общества под предлогом борьбы с иноагентами, который практикуется уже много лет, признан успешным и теперь будет расширяться. Видимо, посмотрели на Киргизию, посмотрели на Белоруссию, потом перевели взгляд на календарь и поняли, что скоро выборы.

Что касается маркировки любых упоминаний иноагентов в СМИ и интернете, думаю, что задача, с одной стороны, минимизировать такие упоминания, то есть заставить людей просто бояться писать или обсуждать деятельность таких организаций и людей. А с другой стороны, еще один рычаг давления на СМИ тоже не помешает, по аналогии с маркировкой запрещенных организаций сейчас.

Учитывая, что Роскомнадзор в автоматическом режиме мониторит упоминания организаций из списка экстремистских, даже самые тщательные редакции периодически попадаются на том, что забывают эту оговорку сделать, потому что перечень запрещенных организаций уже такой широкий, что невозможно за всеми уследить, а с иноагентами будет еще хуже. Следующим шагом будет введение административной ответственности и для граждан. И Роскомнадзор точно так же, как они сейчас это делают с фейками, с неуважением к власти, будут “рубить палки” на упоминании иностранных агентов в соцсетях».

Напомню, год назад Владимир Путин подписал закон, позволяющий признавать иноагентами физлиц. Новый законопроект в частности допускает признание иноагентами зарубежных журналистов, работающих в России

Илья Сизов, Анна Никитина

Вся лента