«За годы работы нашего центра поддержкой воспользовались более двух тысяч кубанских экспортеров — субъектов МСП»

О том, как максимально точно определить основные зарубежные рынки для сбыта продукции и установить деловые контакты с потенциальными покупателями, рассказывает директор Центра поддержки экспорта Краснодарского края Роман Воротников

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

— Каковы результаты работы Центра поддержки экспорта в регионе и какова динамика увеличения численности компаний, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность?

— С 2015 по 2020 годы Краснодарский край поднялся с 13 на 9 место во всероссийском рейтинге по объемам совокупного экспорта и с 17 на 7 место по объемам несырьевого неэнергетического экспорта. Губернатор края Вениамин Кондратьев уделяет большое внимание развитию экспортного направления среди субъектов МСП. И мы отмечаем неуклонный рост их количества, в среднем на 30% в год. Число компаний, получающих у нас поддержку, также увеличивается. За годы работы центра ей воспользовались более 2 тыс. экспортеров — субъектов малого и среднего предпринимательства Кубани, а объем поддержанного центром экспорта в 2019 году превысил 1 млрд рублей.

— Какую поддержку оказывает ваша организация субъектам МСП края при выходе на зарубежные рынки?

— Условно все меры поддержки можно разделить на три базовых этапа. Первый — аналитика и обучение предпринимателей. Каждый начинающий и действующий экспортер может не только получить консультацию профильного эксперта, но и повысить свои компетенции в сфере экспорта, принимая участие в образовательных программах, семинарах и тренингах по экспортной тематике. Второй этап — это непосредственная подготовка субъекта МСП к экспорту — перевод презентационных и деловых материалов, создание интернет-сайта компании на иностранном языке, экспертиза и сопровождение экспортного контракта. Заключительным этапом является прямой контакт с потенциальным зарубежным партнером, это участие в международных выставках, ярмарках, бизнес-миссиях и в приемах иностранных делегаций. Все эти мероприятия дают возможность комплексно подготовить, обучить и вывести конкретную компанию на зарубежный рынок.

— С какими трудностями сталкиваются субъекты МСП при выходе на зарубежные рынки? Каковы основные запросы предпринимателей, которые обращаются в центр? Какие услуги наиболее популярны?

— Мы находимся в постоянном диалоге с предпринимателями, чтобы предложить те услуги, которые им необходимы. Успешная экспортная сделка — это совокупность верных решений, принятых предпринимателем. Какой рынок является оптимальным для поставок продукции предприятия? Какие сертификаты необходимо получить для доступа на рынок? Как выстроить логистику и не допустить ошибок при таможенном оформлении? Как найти надежных партнеров и как правильно презентовать свою продукцию? На все эти вопросы мы способны дать исчерпывающий ответ.

В текущей ситуации, вызванной эпидемиологическими и экономическими условиями, основной акцент в работе центра был сделан на дистанционные услуги. Услугами-флагманами являются поиск и подбор иностранного партнера, в том числе с ведением переговоров по видеоконференцсвязи, а также размещение субъектов МСП на международных электронных торговых площадках, консультации профильных экспертов, создание иноязычной версии сайта компании, проведение маркетинговых исследований, переводческая деятельность.

— Насколько много субъектов МСП Кубани вышли на электронные площадки со своими товарами?

— С начала года при содействии центра на международных электронных площадках, таких как Alibaba, All.biz, eBay, Epinduo, уже размещено свыше 40 субъектов МСП и результаты не заставляют себя ждать. Так, региональный экспортер-производитель по итогам работы на крупнейшей платформе продажи товаров Epinduo заключил экспортный контракт на поставку натуральных банановых чипсов в Китай на сумму 25 млн рублей.

— Как осуществляется поиск бизнес-партнеров для кубанских предпринимателей? С какими зарубежными партнерами из числа рекомендованных центром кубанские предприниматели заключили контракты?

— В рамках работы по поиску и подбору потенциальных партнеров за рубежом центром прорабатывается каждая заявка предпринимателей. Работа заключается в анализе и выявлении спроса на продукцию МСП в целевых странах экспорта, налаживание связи с потенциальными иностранными покупателями, проведение деловых переговоров, в том числе с возможностью использования видеоконференцсвязи, полное сопровождение переговорного процесса.

Так, с начала 2020 года Центром уже отработаны 48 заявок по поиску партнера в ОАЭ, Германии, Польши, Турции, Румынии, Литве, Швейцарии, Сербии, США, Нидерландах, а также странах СНГ. Из них 18 субъектов МСП уже заключили экспортные контракты, 12 предприятий представили свою продукцию в шоу-румах в Армении и Казахстане.

Этот инструмент поддержки, позволяя максимально точно определить основные рынки сбыта продукции и установить деловые контакты с потенциальными покупателями дистанционно, даже в разгар пандемии позволил заключил экспортный контракт на поставку сахара в Республику Казахстан на сумму свыше 50 млн рублей.

— Сколько международных мероприятий были организовано при содействии центра в этом году, расскажите о наиболее интересных и масштабных.

— До начала пандемии в этом году было организовано участие региональных экспортеров в коллективных стендах на площадках зарубежных выставок в сфере туризма «FITUR» в Испании и сельского хозяйства «АgriTekAstana» в Казахстане, а также в международных выставках, проходящих на территории России, — «CPM. Премьера моды» и «PRODEXPO». По итогам последней кубанский производитель кондитерских изделий уже осуществил первую поставку продукции в Армению и Беларусь на общую сумму в 6 млн рублей.

Компании — победители конкурса «Лучший экспортер» Краснодарского края, проводимого ежегодно Центром поддержки экспорта, смогли воспользоваться именным сертификатом, позволяющим организовать индивидуальный стенд в рамках международной выставки, и приняли участие в нефтегазовой выставке «EGYPS» в Египте и международной выставке продуктов питания, напитков и сырья для их производства «PRODEXPO» в Москве.

Кроме того, в марте этого года состоялась бизнес-миссия в Республику Армения, а также прием закупочной делегации из Таджикистана, в работе которой приняли участие 29 субъектов МСП.

Постепенное уменьшение количества ограничительных мер, позволило центру уже в июле 2020 года возобновить проведение очных экспортных семинаров авторской программы Школы экспорта РЭЦ, а в октябре при поддержке центра региональные экспортеры впервые в период пандемии приняли участие в коллективной экспозиции края в рамках международной выставки «Агропродмаш-2020». Стенд Краснодарского края посетили представители ряда зарубежных стран с соблюдением всех мер санитарной безопасности. Проявленный интерес к кубанским производителям по итогам выставки отразится на международном сотрудничестве этих компаний и дальнейшей кооперации в профильных отраслях.

На ближайшее время уже запланирован ряд международных бизнес-миссий, коллективных стендов, в том числе за рубежом, приемов иностранных закупочных делегаций, а также крупных деловых мероприятий по тематике экспортной деятельности.

Официальное сообщение Департамента информационной политики Краснодарского края

Вся лента