Социальные карты ставят на блок

Как москвичи могут восстановить проездные документы

Жители столицы столкнулись с необоснованной блокировкой социальных карт. По указу мэра Сергея Собянина с 9 по 28 октября льготным проездом не могут пользоваться школьники, пенсионеры и люди с хроническими заболеваниями. Их проездные на это время заблокировали. Но воспользоваться социальными картами не смогли и некоторые москвичи, которые не относятся ни к одной из перечисленных категорий. Они сутками пытаются дозвониться до департамента здравоохранения и вынуждены сами оплачивать свой проезд. Почему так получилось? И на что могут рассчитывать пострадавшие? Об этом — Яна Лубнина и Анна Никитина.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Москвичка Сабина на время пандемии переехала за город, чтобы обезопасить себя и семью. Но недавно появилась необходимость ездить в столицу — ребенку-инвалиду понадобилась ежедневная реабилитация в поликлинике. 12 октября они попытались зайти в метро, но на турникете загорелась надпись «заблокировано», и у Сабины, и у ребенка. В итоге потребность в реабилитации осталась, а возможность ездить по льготному проездному исчезла. «Я обратилась в департамент труда и социального развития. У меня нет хронических заболеваний, которые указаны в указе мэра, также я не являюсь по возрасту 65+, но до сих пор мне ответа не пришло. Мы доехали, оплатив проезд. На поездки из-за города на электричке, а потом на метро либо на трамвае до поликлиники, у нас уходит около тысячи рублей. Это достаточно сильно бьет по нашему бюджету. Я написала также в мессенджер социальных карт. Мне ответили, что у меня приняли заявку и передадут ее в депздрав Москвы для проверки и мне обязательно ответят»,— рассказала Сабина.

Судя по сообщениям в соцсетях, с такой же проблемой столкнулись и многие студенты, которых так и не перевели на удаленное обучение. Студент МГУ Кирилл Веселкин, например, пытался доехать до университета 9 октября, когда узнал, что его соцкарта заблокирована. Сначала подошел к контролеру, тот отправил к кассиру, она — в МФЦ. Там Кириллу дали номер телефона для решения проблемы:

«Первая фраза на автоответчике: “Если у вас проблема с социальной картой, и вам нет 65, и вы не школьник, то звоните по другому номеру”. Я звоню по следующему номеру. И там всего на автоответчике две кнопки — психологическая служба и социальная карта. Я так звонила дня два, дозвонился наконец-таки. Они мне сказали, что у меня есть какое-то хроническое заболевание. Проблема в том, что у меня нет хронических заболеваний. Последние четыре года я не был ни разу в поликлинике. К службе в армии я пригоден. Теперь мне нужно дозвониться опять по номеру, который она мне дала. А это номер первый, который ведет к ней же».

Последние данные по коронавирусу в России и мире

Смотреть

Путаница с номерами телефонов — не единственная проблема, с которой столкнулся Кирилл. Оказалось, что многочасовое ожидание на горячей линии было не бесплатным: «Я пытался дозвониться — вдруг у меня заканчиваются средства на счету. Я не понимаю, почему. У меня там было рублей 100, они исчезли. Я доложил деньги и звонил только на эту линию. Короче, оказалось, что эта линия платная. Платная горячая линия по коронавирусу — вот это меня, конечно, убило».

И если Кирилл отрицает наличие у него хронических заболеваний, то у студентки другого московского вуза Арины Коломыцевой они есть. Правда, она приехала в столицу учиться из другого города, и в Москве ее астму регистрировать не стали, зато заблокировали социальную карту: «Когда я спросила, можете ли вы мне написать справку, что у меня есть астма — мне нужно было для университета тогда — мне сказали, что нет, мол, вы не числитесь в московском реестре хроников, вам справка не положена, бесплатные лекарства вам также не положены. Я, собственно, со спокойной душой думала, что мне не заблокируют карту, так как я не москвичка».

“Ъ FM” обратился в департамент здравоохранения и спросил, на основании каких данных о здоровье москвичей принимается решение о блокировке их проездных. Там предоставили 18-страничный документ со списком заболеваний, при наличии которых можно лишиться льготного проезда. Кроме того, в депздраве отметили, что если человек ни к одной из категорий не относится, он может обратиться на горячую линию, ту самую, на которую несколько дней звонил студент Кирилл.

Впрочем, все пострадавшие могут рассчитывать на компенсацию непредвиденных расходов, отмечает управляющий партнер юридической компании «Кочерин и партнеры» Владислав Кочерин: «Вред, причиненный действием, бездействием государственных органов подлежит возмещению. В данном случае убытки либо какие-то расходы, понесенные гражданами в связи с незаконными действиями в отношении них, могут быть компенсированы за счет бюджета соответствующего учреждения. Кроме того, с данных организаций могут быть взысканы судебные расходы на проведение, допустим, судебного разбирательства».

Среди пострадавших москвичей есть и такие, которым удалось быстро восстановить доступ к заблокированным социальным картам — всего за сутки. Остальным, видимо, придется начинать подсчитывать ущерб.

Формированием баз данных москвичей занимаются департамент информационных технологий Москвы и «Московский социальный регистр». Они не ответили на запросы “Ъ FM”.

Вся лента