Корона нескорой помощи

Минздрав Прикамья дал ответ прокуратуре

Ряд пермских общественников и СМИ раскритиковали краевой минздрав за организацию транспортировки пациентов с симптомами ОРВИ и подозрением на COVID-19. Они посетовали на длительное время ожидания бригад скорой и пробки из реанимобилей перед процедурой КТ. Этими фактами заинтересовалась прокуратура. В министерстве пояснили, что затруднения возникли из-за проблем с вызовом врача на дом: не сумев вызвать неотложку, жители звонили в скорую. Эксперты считают, что снять чрезмерную нагрузку с системы здравоохранения поможет соблюдение гражданами противоэпидемических мер. Бизнес предлагает создать дополнительные бригады скорых и активнее вовлечь в борьбу с коронавирусом частные медорганизации.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Вчера во время брифинга глава краевого минздрава Оксана Мелехова прокомментировала возникшие в Перми проблемы с оказанием скорой медицинской помощи. По словам главы министерства, перегруз службы произошел из-за того, что жители не могли дозвониться до неотложки и вызывали скорую. «Мы уже провели ряд мероприятий в этом направлении и продолжаем работать дальше. Увеличили количество диспетчеров в едином диспетчерском центре, всем поликлиникам поступило распоряжение об увеличении количества администраторов на приеме вызовов и в целом об увеличении бригад неотложной медицинской помощи»,— рассказала министр.

Что касается очередей из машин скорых у медучреждений, где делают компьютерную томографию (КТ), то они, по словам госпожи Мелеховой, образовались из-за нарушения маршрутизации скорых. «Самих томографов в регионе достаточно. Маршрутизацию в Перми мы изменим и на следующей неделе представим, чтобы и мед­работники, и граждане понимали, куда им ехать»,— пояснила Оксана Мелехова.

Ранее пермяки в соцсетях сообщали, что машины скорой помощи часами стоят в очередях на КТ. В ночь на 29 сентября пробка из 23 скорых образовалась у приемного отделения филиала ГКБ им. Тверье (ул. Никулина, 10), где вновь начали принимать пациентов с коронавирусом и подозрением на него. Прокуратура Пермского края организовала по этому факту проверку. В пресс-службе ведомства пояснили, что надзорный орган намерен дать оценку соблюдения прав граждан на свое­временное и полное оказание медпомощи, в том числе достаточность принятых министерством здравоохранения мер.

Во время брифинга глава минздрава Прикамья остановилась на ситуации с коечным фондом в регионе, которая также привлекла внимание краевой прокуратуры. Надзорный орган проанализировал достаточность коек для лечения пациентов с COVID-19 и пришел к выводу, что, с учетом значительного ежедневного прироста заболевших, имеющегося резерва мест в стационарах может оказаться недостаточно. С целью предупреждения нарушения прав граждан на своевременное и полное оказание медпомощи прокуратура вынесла предостережение заместителю председателя правительства Пермского края по вопросам здравоохранения Сергею Никифорову о недопустимости нарушения закона.

Госпожа Мелехова сообщила, что нормативы по коечному фонду Пермский край выполняет. По ее словам, в регионе развернуто 2612 коек для лечения COVID-пациентов. На утро 1 октября заняты были 2303 койко-места. «У нас сформирован запас с возможностью развернуть до 3330 коек. Напомню, столько было развернуто еще на 10 августа. Также помимо „ковидных“ коек мы готовы использовать инфекционные, так называемые мельцеровские боксы. Таких боксов у нас 531. В них можно госпитализировать пациентов с не подтвержденным еще коронавирусом»,— сообщила министр.

Позже правительство Прикамья сообщило, что готовит возражение на предостережение прокуратуры. В пресс-службе правительства отметили, что норматив для Пермского края составляет 1827 коек. Также в правительстве напомнили, что и краевой минздрав, и все надзорные и регулирующие органы при оценке текущего состояния специализированного коечного фонда должны пользоваться рекомендациями Минздрава РФ от 21 августа. Согласно этому документу, целевой показатель резервного количества коек для лечения COVID-19 должен составлять 15% от фактически развернутого коечного фонда. На 1 октября наличие свободного коечного фонда в Пермском крае составило 16,9%.

Председатель социального комитета заксобрания Сергей Клепцин считает, что снизить нагрузку на медицинские организации и скорую помощь поможет соблюдение жителями противо­эпидемических мер. «Никто не снимает ответственности с системы здравоохранения, человек имеет право рассчитывать на своевременную и полную медпомощь. Но нужно, чтобы каждый понимал, что он тоже в ответе за свое здоровье, особенно в текущей ситуации. Правила элементарные — маски и социальная дистанция. Также нужно с пониманием отнестись к увеличению времени оказания помощи. Прием больных коронавирусом происходит по определенным правилам, необходимо надеть специальную экипировку и так далее, поэтому время приема одного пациента увеличивается. Но я уверен, что у минздрава рука ежечасно на пульсе и он примет все меры, чтобы снизить остроту ситуации»,— говорит господин Клепцин.

По мнению владельца компании-перевозчика бригад скорой помощи «Новоскор» Евгения Фридмана, чтобы разгрузить службу скорой помощи, необходимо создать отдельные бригады, которые будут заниматься транспортировкой пациентов на КТ. «Такой опыт уже есть в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Благодаря этому не страдает остальная медицинская помощь. Ведь кроме коронавирусных больных есть люди с инсультами, инфарктами и другими заболеваниями, требующими безотлагательного вмешательства врача. А у нас получается, что все автомобили стоят в ожидании несколько часов, и на вызов приехать некому. Кроме того, насколько мне известно, в Перми достаточно частных медорганизаций, которые делают КТ. Их тоже можно было бы привлечь, чтобы разгрузить государственную службу здравоохранения»,— считает Евгений Фридман.

Екатерина Артемова

Вся лента