«Ситуация в транспортной отрасли требует скорейшего разрешения усилиями всех заинтересованных сторон»

Депутат Пермской городской думы Павел Фадеев – о сильных и слабых сторонах транспортной реформы, необходимости АСУП, изменениях условий брутто-контрактов с перевозчиками и дальнейших шагах для сокращения образовавшегося в отрасли кассового разрыва.

– Временная комиссия Пермской думы по контролю работы транспортной модели с июня внимательно отслеживает ситуацию в отрасли. Павел Владимирович, можете резюмировать, в каком положении сфера общественного транспорта в Перми находится сегодня?

– Оценивать ситуацию в сфере городских пассажирских перевозок следует как минимум с двух позиций. Первая – это качество предоставляемой услуги. Спрашивать о нем следует, прежде всего, у жителей города. Пока администрация изучением общественного мнения не озаботилась, пребывая в уверенности, что все хорошо. От себя могу сказать, что новые автобусы, бесплатные пересадки, возможность экономить за счет безналичной оплаты – все это повышает качество услуги и может быть зачислено в актив реализуемой реформы. Однако что касается новой маршрутной сети, то здесь я могу судить лишь по обращениям граждан – они весьма критически отзываются о многих маршрутах. Для объективности отмечу, что после шквала критики со стороны жителей некоторых микрорайонов мэрия в срочном порядке внесла в схему ряд изменений.

Второй момент – экономика проекта. С ней все плохо. Пассажирские перевозки для городской власти – это социальная функция, а не бизнес ради прибыли. Фактически реальная стоимость перевозок существенно выше той выручки, которая поступает в бюджет от оплаты за проезд. Поскольку администрация покупает услугу по перевозке пассажиров путем заключения контрактов с перевозчиками, она платит им за нее реальную цену. Разница между поступившей выручкой и фактической ценой услуги планируется заранее и закладывается в расходную часть бюджета на текущий год. Бюджетом 2020 года на эти цели была предусмотрена сумма в 848 млн рублей. Но проблема в том, что уже сегодня мэрия говорит о кассовом разрыве в сумме около 1,8 млрд рублей. Каким образом сократить эти дополнительные расходы, мы пытались решить в пятницу, на совещании временной депутатской комиссии по транспорту, представителей администрации и перевозчиков.

– Вы отметили несколько плюсов транспортной реформы. Но почему в целом она пока не дает желаемых результатов, а только увеличивает потери бюджета и нередко вызывает недовольство жителей? На каких этапах ее реализации возникли проблемы?

– Я не могу назвать ни одного этапа, где бы не возникали проблемы, начиная с приобретения муниципальных автобусов и заканчивая сегодняшней прорехой в бюджете. Причина этих проблем, как и отсутствия желаемых результатов, – в первую очередь люди, которые отвечают за это направление. Давать персональные оценки не входит в мою компетенцию, пусть это делает глава города. Или не делает. Я понимаю, что от ошибок никто не застрахован и не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Но не могу не отметить обстоятельство, определяющее хронический характер проблем. Это непреходящая уверенность руководителей администрации города в собственной непогрешимости и, как следствие, нежелание признавать допущенные ошибки и просчеты, а главное – нежелание их исправлять.

Например, на протяжении последних пяти лет мы говорим о необходимости оснащения общественного транспорта системой автоматизированного учета пассажиров (АСУП). Она позволит с большей точностью планировать необходимое количество автобусов на маршрутах, их класс, интервалы движения и, конечно, с большей достоверностью рассчитывать предполагаемый сбор выручки. Деньги необходимо считать. Хотя бы из уважения к налогоплательщикам. Сегодня система до сих пор не внедрена в полном объеме. Вполне возможно, что это стало причиной ошибки при планировании размера выручки от пассажирских перевозок на текущий год. То есть, не зная, сколько будет перевезено пассажиров, запланировали «на глазок». Совершенно не учли то обстоятельство, что часть людей вовсе не платят за проезд. Снижение выручки в результате безналичной оплаты проезда тоже не посчитали. Все эти факторы сыграли свою роль в формировании уже упомянутой финансовой прорехи. Свое верхоглядство администрация пытается объяснить коронавирусом, якобы сожравшим весь пассажиропоток. Понятно, что присутствие пандемии отразилось на перевозках самым негативным образом, но не на целый же миллиард! А на сколько? Комиссия посчитала, получилось около 400 млн. Остальная сумма – это результат неудовлетворительного администрирования. Чиновники вынуждены были с этим согласиться.

– Вернемся к маршрутной сети. Весной и летом она была значительно перестроена, часть изменений была встречена населением положительно, часть – нет, однако постепенно жители к ним адаптировались. На последнем заседании транспортной комиссии администрация анонсировала новые коррективы маршрутов. Насколько они сейчас своевременны и необходимы?

– Да, администрация с целью сокращения расходов на оплату пассажирских перевозок предложила пакет мер, в который входят ликвидация некоторых дублирующих маршрутов, сокращение протяженности отдельных линий, увеличение интервалов движения автобусов в межпиковые периоды, а также замена на части маршрутов автобусов большого класса на средний. Эти меры, безусловно, «своевременны», поскольку дыру в бюджете надо латать. При этом ни одна из предложенных мер не подтверждена достоверными расчетами. Зато совершенно очевидно, что в таком виде они, в той или иной степени, негативно отразятся на пассажирах. Поэтому с предложенными мерами временная комиссия не согласилась. Хотя надо признать, что маршрутная сеть – это зона ответственности администрации, и внести в нее изменения она может и без одобрения депутатов.

– Есть ли альтернативные пути сократить расходы бюджета?

– На самом деле не думаю, что их много. Можно взять кредит, но его придется отдавать с процентами. Можно пересмотреть расходную часть бюджета и, отказавшись от каких-то проектов, закрыть образовавшийся дефицит. Во время обсуждения на заседании комиссии мы пришли к выводу, что самым оптимальным вариантом был бы компромисс между предложениями администрации по разумным изменениям маршрутной сети и корректировкой бюджета в части сокращения отдельных видов расходов. Например, с подсветкой зданий на Комсомольском проспекте можно бы и «ужаться». Вряд ли мерзнущие на остановках или утрамбованные в автобусы пассажиры по достоинству оценят эти «красивости».

– На этом заседании временная комиссия, мэрия и перевозчики также обсудили предстоящие торги по брутто-контрактам на обслуживание тех маршрутов, которые еще не разыграны. Условия соглашений вновь изменены. Теперь не для всех маршрутов необходимы автобусы большого класса, требования к экологическому классу транспорта тоже частично снизились. Как повлияют эти изменения на торги?

– Реализацию реформы осуществляет администрация, поэтому она определяет условия контрактов и в какой-то мере согласует их с перевозчиками. Другое дело, что администрация постоянно, что называется – на ходу, меняет правила игры. Неделю назад контракт предусматривал использование на маршрутах автобусов не старше одного года. На заседании комиссии выяснилось, что такие автобусы должны быть только на маршрутах в центральной части города, а на окраинах допускается использование более старых машин. Почему изменились условия, никто из чиновников внятно не объяснил. Как все это повлияет на торги, я предсказывать не берусь, но судя по тому, что перевозчики, присутствовавшие на совещании, категорично новые условия не отвергли, они их в целом устраивают.

– Можете оценить, какие результаты принесла совместная работа администрации и временной комиссии за эти три месяца?

– Главный результат в том, что в процессе совместных совещаний, встреч и обсуждений, под влиянием конструктивной критики, руководители транспортной отрасли и глава города начинают видеть реальную, а не нарисованную их воображением картину. Они согласились с тем, что просчитались с расчетом пассажиропотока, узнали наконец о категории пассажиров, именуемых «зайцами», частично пересмотрели в интересах жителей схему автобусных маршрутов. Надеюсь, что эти позитивные сдвиги закрепятся.

– Какие шаги, по-вашему, мэрии сейчас нужно предпринять, чтобы выровнять ситуацию в транспортной отрасли и при этом учесть и интересы жителей, и интересы бюджета?

– Я уже частично сказал об этом выше – в разумных пределах скорректировать маршрутную сеть и пересмотреть часть бюджетных расходов. В ближайшее время мы намерены еще раз обсудить практическую реализацию этих мер и вынести совместные предложения, если такие будут, на обсуждение комитетов городской думы.

Есть и то, чего, по моему мнению, администрации делать не следует. Это создавать какого-то дополнительного оператора, отвечающего за сбор выручки, о котором недавно говорил глава города. Это дополнительная нагрузка на бюджет, поскольку бесплатно никто работать не будет. Ссылка на опыт других городов в данном случае несостоятельна, поскольку там реформы не отразились столь пагубно на местных бюджетах. Это же можно сказать о предложенном дополнительном штате контролеров числом целых 200 человек – их тоже необходимо будет содержать.

В заключение скажу, что во многом искусственно созданная сложная ситуация в транспортной отрасли требует скорейшего разрешения усилиями всех заинтересованных сторон. При этом все принимаемые меры должны быть максимально ориентированы на повышение качества услуги и ни в коей мере не ущемлять интересы жителей города Перми.

Вся лента