Спираль развития

Музей-ателье Audemars Piguet

От Женевы до Ле-Брассю два с половиной часа на поезде с двумя пересадками. Или час на машине. Маленькая деревушка в горах построена вокруг часов. B округе прописаны сразу несколько знаменитых марок, но только одна из них решилась поставить себе такой масштабный памятник, считай, мемориал.

Музей-ателье Audemars Piguet

Фото: Audemars Piguet

«Мы привязаны к той земле, на которой родились в 1875 году,— говорит мне генеральный директор Audemars Piguet Франсуа-Анри Беннамьяс.— Мы единственная в Швейцарии старинная часовая компания, которая не только независима от больших групп, что уже огромная редкость, а еще и принадлежит все тем же семьям, которые эту марку создали. Жасмин Одемар, потомок Одемаров,— председатель совета директоров. Оливье Одемар, потомок Пиге,— ее заместитель. Вместе с ними мы делаем так, чтобы их родной Ле-Брассю стал центром часового мира».

Команда Audemars Piguet устроила в 2014 году архитектурный конкурс, чтобы найти авторов для своего будущего музея. Прежний, располагавшийся в том самом историческом здании, где 145 лет назад открылась первая мастерская Жюля-Луи Одемара и Эдварда-Огюста Пиге, показался несоразмерным растущей славе марки. Пример других семейных мануфактур, открывших собственные общедоступные музеи, подсказывал, что Валле-де-Жу может стать часовым центром региона не только в производственном, но и в культурном смысле.

В течение многих лет я приезжал в Ле-Брассю в гости к той или иной мануфактуре и жил в многоэтажной деревянной избушке под громким названием «Отель часовщиков». Каково же было мое удивление, когда в один из приездов деревянный отель исчез без следа, а на его месте обнаружились краны, как будто бы в Ле-Брассю замыслили возвести небоскреб выше гор. Bjarke Ingels Group (BIG), выигравшей конкурс, было поручено строительство и музея, и нового отеля. На сей раз рассчитанного не только на «часовщиков», но и на коллекционеров, которые станут приезжать на мануфактуру, чтобы проникнуться духом Валле-де-Жу и, почему бы и нет, поддержать этот дух материально. Думаю, жители Ле-Брассю ждали окончания работ с тем же ужасом, смешанным с нетерпением, как мы когда-то — завершения олимпийских строек в Москве. В масштабе деревушки примерно то же самое.

Только строительство велось не вверх, а вниз. Bjarke Ingels Group предложила вкопать новый музей в подножие холма, наподобие того, как врастали в ландшафт римские мавзолеи. Здание напоминает выходящую на поверхность земли спираль. Во-первых, символ времени и эволюции, которая, как известно, движется по спирали. Во-вторых, скульптура лэнд-арта, настоящий памятник самой главной детали часового механизма — заменяющей маятник спирали, изобретенной голландским математиком Гюйгенсом и помогающей измерять время на нашей планете с 1675 года.

Это не просто музей, а музей-ателье, в котором расположены и экспозиционные площади, и мастерские. Здесь, в частности, будут собирать некоторые сложные механизмы, и впервые обычные посетители, а не журналисты и профессионалы индустрии, смогут увидеть, как производятся часовые шедевры Audemars Piguet.

Экспозицию музея спроектировали дизайнеры и сценографы из германского Atelier Bruckner. Они совместили привычные экспонаты (часы, станки, инструменты часовщиков) и произведения современного искусства. Марка Audemars Piguet давно поддерживает художников, которые с ее помощью предлагают свою интерпретацию мифов часового дела, показывают красоту природы швейцарских гор. Это другой взгляд на историю мануфактуры и новый слой восприятия музея — уже пятый, в дополнение к историческим часам, производственным процессам, сценографии и архитектуре.

Для [Re]master01 марка Audemars Piguet использовала новейший механизм хронографа 4409 с автоматическим подзаводом, колонным колесом и функцией Flyback и похвасталась им, установив в часах прозрачную заднюю крышку корпуса

Фото: Audemars Piguet

По спирали вдоль холма разматывается стеклянная лента музейных залов, а плоские кровли засеваются травой, точно альпийские луга. Конечно, на них не пустят коров, которые в Ле-Брассю то и дело приходят посмотреть, как работают часовщики на мануфактурах, но в необычной и очень современной форме нет ничего вызывающего, ничего чуждого пейзажу. Вертикали стекла, латунные соты солнцезащиты, напоминающие детали часового механизма, зеленые горизонтали газонов, которые зимой превратятся в снежные горки. Удивительно, как строители в XXI веке возвращаются к урокам «органической архитектуры» Райта и Аалто, пользуясь новыми технологиями и куда более совершенными строительными материалами. В этом тоже можно увидеть сходство с произведениями современных часовщиков, работа которых построена на все тех же законах механики, что и у их предшественников, обосновавшихся два века назад в Валле-де-Жу. Но теперь в их распоряжении другая техника.

Отличный пример тому — недавно выпущенные часы [Re]master01, отсылающие к классике Audemars Piguet 1940-х годов. Хронографы — одна из специализаций марки, хотя с 1930-х по 1950-е на мануфактуре их было выпущено всего 307 штук. Часы 1943 года, послужившие прообразом новой модели, музейные специалисты считают еще большей редкостью. Было продано всего три таких хронографа в корпусе — из нержавеющей стали и золота — 36 мм, считавшемся по тем временам достаточно крупным. Сейчас такой размер показался бы миниатюрным, поэтому новые часы получили корпус 40 мм, сохранивший, впрочем, основные черты исторической модели. В том числе сталь с золотыми элементами и циферблат цвета шампань. Рисунок циферблата немного изменен, но на минутном индикаторе была сохранена обозначенная как «4/5» отметка в 45 минут, придуманная Жаком-Луи Одемаром, чтобы засекать время футбольного тайма.

В новых [Re]master01 стоит мануфактурный механизм хронографа с автоподзаводом и функцией Flyback. Чтобы показать его во всей красе, задняя крышка, в отличие от модели 1943 года, сделана из сапфирового стекла. Пять сотен таких часов в ограниченной серии продолжат историю круглых Audemars Piguet, начатую в прошлом году запуском Code 11.59. «Это не выпуск реплики исторической модели, это современное прочтение одного из наших прошлых шедевров»,— говорит руководитель отдела сложных часов Майкл Фридман.

Алексей Тарханов

Вся лента