«Надеюсь, Союз женщин России хотя бы классиков пощадит»

Дмитрий Буткевич — об изображениях радуги в картинах

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, как российские художники-реалисты отражали на своих полотнах явление природы.

Фото: Государственный Русский музей

Вдогонку к предложению Екатерины Лаховой, главы Союза женщин России, запретить использование радуги в публичном пространстве на том основании, что она пропагандирует нетрадиционные семейные ценности, хочу поговорить об использовании этого удивительно красивого символа-явления в творчестве русских художников-реалистов. Пока еще можно.

Об Айвазовском я упоминал в своей программе. «Радуга» 1873 года, ГТГ. Люди, спасшиеся в лодке после кораблекрушения, осенены этим «атмосферным, оптическим и метеорологическим явлением, наблюдаемым при освещении ярким источником света множества водяных капель». Романтик был Иван Константинович. Еще одна работа из Третьяковки Николая Крымова — «Московский пейзаж. Радуга» 1908 года. Немного примитивистский пейзаж: множество крыш и над ними дуга. Действительно, очень московский.

А вот Русский музей. Архип Куинджи, 1900-1905. Архип Иванович увлекался, как известно, астрономией и физикой цвета. Помните его знаменитую луну в «Ночи над Днепром»? Здесь в картине с названием «Радуга» разноцветные полоски высвечиваются на фоне облака. Рядом на стенах того же музея еще можно пока увидеть картину Алексея Саврасова с тем же названием. 1875 год. Деревенская околица на холме с дорогой, раскисшей от грязи, а сверху — двойная дуга.

Николай Дубовской тоже был увлечен изображениями разных явлений природы. Есть у него, например, картина, которая называется «Гало», с изображением этого редкого в природе ореола. В работе «Радуга» на переднем плане в лодочке стоит спиной к зрителю рыбак и смотрит на берег, в который буквально утыкается край мощной дуги, вывалившейся из клубящихся туч. Схожая композиция у «Волги» Бориса Кустодиева, это уже 1925 год. Только вместо рыбака пароходы, вместо дальних гор — волжский утес, и само полудужье яркое, цветное, тонкое. А у Дубовского блеклое, но мощное.

И, конечно, не обойтись без работ Константина Сомова. Мотив радуги у него встречается часто. Одна из работ 1897 года, где две дамы в кринолинах рядом с изящными ветками кустов любуются четким небесным семицветием. Надеюсь, Союз женщин России хотя бы классиков пощадит.

Вся лента