«Тогда спасали демократию, теперь — стабильность»

Дмитрий Дризе — об одобрении КС поправок в Основной закон

Россия — страна с развитым парламентаризмом, эффективным правосудием и разделением властей. Этим, в частности, Конституционный суд мотивировал свое решение признать законным так называемое обнуление президентских сроков. Предстоящее всенародное голосование придает процессу дополнительную легитимность. КС также не нашел нарушений в том, что в 1998 году он же запретил Борису Ельцину избираться в третий раз. Политический обозреватель “Ъ FM” считает, что ситуация 22-летней давности как раз и заложила основы нынешней системы власти.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Было изначально ясно, что Конституционный суд не преподнесет сюрпризов. Интерес представляли лишь аргументы — почему Владимиру Путину все-таки можно избираться в пятый и шестой раз? Все просто: Россия — демократическое правовое государство, страна с развитым парламентаризмом, эффективным правосудием и разделением властей. В чем состоит демократический принцип? В том, что народ может избирать своего лидера. А если такой порядок прямо на бумаге не прописан, то есть законодатель, избранный опять же народом, чтобы найти необходимый баланс. Он его нашел, все прописал в Основном законе. Нынешний президент может баллотироваться в 2024 году. Кроме того, поправки проходят через всенародное утверждение, что придает процессу дополнительную легитимность.

Критики говорят: «Помните, в 1998 году Конституционный суд запретил Борису Ельцину избираться в третий раз?» В 1993 году принимали новую Конституцию, и сроки, по идее, должны были так же обнуляться. И на это есть ответ: тогда сохранили порядок избрания с жестким ограничением — два срока подряд. А сейчас статью поменяли, теперь «подряд» убрали, а Путину сроки обнулили. Тем более, Ельцин мог избираться в 2004 году, как и Путин, пропустив один срок в 2012-м. Одним словом, закончена дискуссия.

Однако нам никто не мешает на секундочку вернуться на 22 года назад. Потому что именно там, в прошлом, и следует искать корни того, что происходит в настоящем. Практически доподлинно известно, что окружение Бориса Николаевича, несмотря на его плохое здоровье, готовило ему третий срок в 2000 году. В первую очередь, для того, чтобы к власти не вернулись коммунисты, да и некоторые представители тогдашних элит. Понятно, что нужно было все это привести в соответствие с Основным законом страны. Запрос в КС, тем не менее, был подан оппозицией в лице бескомпромиссного «Яблока». Но в данном случае не важно, кто инициатор, главное — итоговый результат.

От Конституционного суда тогда, как и сейчас, не ждали фронды, поэтому его решение стало сенсацией. Тем не менее, ему подчинились, и после была проведена известная операция «преемник».

Есть версия, что политический проект под названием «Третий срок Ельцина» сорвался из-за противоречий в элитах — как сейчас говорят, «войны башен». Немалая часть истеблишмента готова была присягнуть Юрию Лужкову. В кризисном 1998 году московский мэр как никогда был близок к тому, чтобы торжественно въехать в Кремль. Конституционному суду было непросто. Рассмотрение много раз переносили, но все-таки приняли. И тогдашний председатель Марат Баглай вошел в историю как человек, способный сказать «нет» высшей власти. Вскоре после этого он ушел на пенсию. Сторона Ельцина в итоге практически победила.

Как видно, сценарий возник не сегодня. Изменения лишь в том, что тогда задуманное было сложнее воплотить в жизнь.

Тогда спасали демократию, теперь — стабильность.

Никто не знает, что получилось в итоге. Но, с другой стороны, если бы вернулись коммунисты, может, было бы хуже. А нынешняя ситуация ведь многих устраивает, положа руку на сердце.

Вся лента