«Он, несомненно, гений самопиара»

Дмитрий Буткевич — о выставке Сальвадора Дали

Обозреватель “Коммерсантъ FM” Дмитрий Буткевич рассуждает, насколько удачной получилась экспозиция в Манеже.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Что же, нужно, наверное, поговорить о выставке «Сальвадор Дали. Магическое искусство», которая недавно открылась в московском Манеже, и уже бьет рекорды по очередям. Интересно, сравнится ли тяга зрителей к великому сюрреалисту с очередями на недавнюю выставку «Россия Православная», где показывали шедевры отечественного реализма из провинциальных музеев, в том числе даже одну чудотворную икону? Туда, кстати, вход был бесплатным. На Дали придется заплатить от 300 руб. (льготно) до 600 руб. Но это не останавливает. Почему? Об этом слушайте в моем подкасте «Арт и Факты». А пока об экспозиции.

Я не разделяю любви нашего народа к Сальвадору Дали. Он, несомненно, гений самопиара, великолепный криэйтор, но вот реализация часто давала сбои. На нашей выставке представлено 180 его работ, 100 из которых — иллюстрации к «Божественной комедии». Однако и 80 оставшихся достаточно, чтобы представить себе этапы «большого пути» большого мастера. Экспозиция составлена очень верно, показывая, как Дали развивался, начиная буквально с первых, импрессионистических еще работ. Собственно, в отличие от старшего современника Пикассо, Дали не проходил в своем творческом развитии все стили XX века. Практически изобретя сюрреализм, так в нем, по сути, и остался до конца длинной жизни (он родился в 1904, умер в 1989). Конечно, в его наследии был и кубизм, и кубистические полотна, на мой вкус, являются лучшими в нынешней экспозиции.

Вообще, ее составили несколько коллекций, главными из которых являются собрания фонда «Гала—Сальвадор Дали» из Фигереса и национального музея Центр искусств королевы Софии из Мадрида. Мадридское является гораздо менее известным, и оттуда и происходит большая часть шедевров, в том числе большие кубистические полотна и прекрасная, не очень известная работа из «ураново-атомной» серии, с самолетом, бомбардировками и прочим. Абсолютные «топы» вроде «стекающих часов» или «обнаженной Галы» из Финереса не приехали, а из «классики» у нас можно увидеть также «стекающий» «Мягкий автопортрет с жареным беконом» 1941 года. Так что представление о творчестве одного из гениев XX столетия вы, несомненно, получите.

Вся лента