О чем сказал Владимир Путин в послании-2020

Авторы “Ъ” комментируют главные тезисы президента

15 января президент Владимир Путин в 16-й раз обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию. Президент предложил внести важные изменения в Конституцию страны, принять меры по улучшению демографической ситуации и социальной поддержке граждан. Что значат слова главы государства — в комментариях авторов “Ъ”.


О российском и международном праве


Требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции.

Корреспондент “Ъ” Кира Дюрягина:

Путь к окончательному признанию верховенства российского законодательства над международным был начат несколько лет назад. В середине июля 2015 года Конституционный суд РФ постановил, что решения ЕСПЧ могут исполняться на территории РФ лишь в случае, если они не противоречат Основному закону страны. Тогда говорилось о защите интересов страны и «размывании границ государственного суверенитета РФ, основанного на верховенстве Конституции», как выразились депутаты Госдумы, разрабатывая законопроект на основе постановления КС. В 2015 году Владимир Путин подписал закон, который наделил Конституционный суд правом признавать неисполнимыми решения международных судов, включая ЕСПЧ, в случае если эти решения противоречат законам страны.

Тем не менее часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает приоритет норм международного договора над законом. В целом же нормы международного права становятся составной частью российской правовой системы на основании федерального закона о ратификации. Теперь же, по словам господина Путина, статья Основного закона РФ должна прямо гарантировать приоритет Конституции в российском правовом пространстве. Это коснется решений международных судов и международных правовых органов. В случае если всеобщим голосованием поправки в Конституцию будут приняты, можно будет считать, что история с верховенством российского права над всеми остальными правилами (кроме ратифицированных) закончена.

О президентской республике


Россия должна оставаться сильной президентской республикой. Поэтому за президентом, безусловно, должно сохраняться право определять задачи и приоритеты деятельности правительства, как и право отстранять от должности председателя правительства, его замов и федеральных министров.

Корреспондент “Ъ” Ангелина Галанина:

В послании Владимир Путин высказал некоторое противоречие самому себе, заявив, что нет необходимости в создании новой Конституции,— и сразу же обозначив ряд довольно глобальных для внутриполитической жизни страны изменений, которые, на его взгляд, все же следует принять. Затем противоречие усилилось: было заявлено о расширении и укреплении прав муниципалитетов, повышении роли губернаторов, закреплении в Конституции Госсовета, наделении парламентариев правом участия в формировании правительства, с оговоркой, что власть остается в руках президента. Таким образом, глобального изменения политической системы ждать не следует, они коснутся только персоналий. Несмотря на одобренную президентом сменяемость власти, обозначенные предложения не затрагивают главного — его самого. Он особенно подчеркнул, что Россия остается президентской страной, поэтому все ключевые решения глава государства оставляет за собой. То есть, что бы там ни решил Совет федерации или Госдума, кого бы ни утвердили председателем правительства, точку в этом вопросе будет ставить президент.

В то же время, добавив парламентариям влияния на парламент, Владимир Путин фактически поддержал лоббируемые спикером Госдумы Вячеславом Володиным изменения в Конституции. И сделал он это потому, что такая модель поможет выявить наиболее жизнеспособных игроков в период транзита. Владимир Путин, по-видимому, рассчитывает понять, кто может остаться в его игре в дальнейшем. Изменения Конституции, тем более если они продолжатся, могут быть нацелены на решение проблемы-2024. Если действующий президент предпочтет так или иначе остаться, ему придется микшировать эффект усталости населения от одних и тех же людей во власти. Придется менять команду — привести новых людей, а из старых оставить тех, кто выживет, если столкнуть лбами либералов и консерваторов.

О материнском капитале


Уже при рождении первенца семья получит право на материнский капитал в его сегодняшнем объеме.

Корреспондент “Ъ” Анастасия Мануйлова:

Программа материнского капитала в сумме будет работать в России в течение 20 лет. Начав ее в 2007 году, правительство продлевало ее уже несколько раз, однако до сих пор оно не представило официального отчета об ее эффективности. Альтернативные исследования российских экспертов оценивают ее результаты как противоречивые или незначительные. Даже те из них, кто признает важность маткапитала для поддержки доходов семей с детьми, указывают на слишком узкие возможности для его применения. Сейчас его можно потратить на улучшение жилищных условий, платное обучение ребенка, а также инвестировать в будущую пенсию матери. Политическая важность материнского капитала также может быть переоценена — как показывают данные Росстата, сами россияне с детьми оценивают эту меру поддержки от государства как не очень значительную. Наоборот, позитивно его оценивают те, кто еще или уже не имеет детей.

О школьном питании


Предлагаю обеспечить бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с первого по четвертый класс.

Специальный корреспондент “Ъ” Александр Черных:

Тема школьного питания в прошлые годы была одной из самых обсуждаемых в родительском сообществе. И главные проблемы, судя по всему, возникают не с «бесплатным и горячим», а с «качественным». Родители жалуются, что дети называют еду невкусной, непитательной; часто приходят новости об отравлениях. В родительском сообществе все эти проблемы связывают прежде всего с системой, когда питание готовится вне школы на комбинатах единого поставщика и лишь разогревается в столовых. Поэтому очень важен вопрос, как именно будет обеспечено «бесплатное горячее питание», по какой схеме. Если новая программа будет означать всего лишь расширение этих проблем в масштабе всей страны — родителям это вряд ли понравится.

О яслях


Мы выделили средства из федерального бюджета, чтобы помочь регионам до конца 2021 года создать 255 тыс. новых мест в яслях.

Корреспондент “Ъ” Валерия Мишина:

Тема нехватки мест в яслях стала регулярной для посланий президента РФ к Федеральному собранию: она поднималась и в 2018 году, и в 2019 году. Проблема с местами именно в ясельных группах обострилась после майских указов президента 2010 года, в которых была поставлена задача ликвидации очередей в детские сады — для детей от трех до семи лет. В результате ясельные группы в регионах зачастую шли «под нож»: их помещения передавались для устройства новых групп для детей старше трех лет. Тему нехватки мест в яслях регулярно поднимает и правительство. Так, в феврале 2018 года вице-премьер РФ Ольга Голодец сообщала, что очередь в ясли превышает 272 тыс. человек, а в Минобрнауки тогда же обещали, что дефицит яслей в России планируется устранить к 2021 году. В июне 2019 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, позволяющее размещать детские сады на первых этажах в уже построенных жилых домах. Предполагается, что это даст возможность регионам создавать новые сады для детей до трех лет, в том числе там, где невозможно построить отдельное здание детского сада. Отметим, что Владимир Путин в прошлом послании заявлял, что за три года на ликвидацию нехватки мест в яслях должно быть направлено 147 млрд руб. из федерального и региональных бюджетов — «и уже в 2019 году в яслях появится около 90 тыс. мест». В нынешнем послании президент сообщил, что вместо 90 тыс. создано 78 тыс. мест.

О бюджетных местах в вузах


Предлагаю ежегодно увеличивать количество бюджетных мест в вузах, причем в приоритетном порядке отдавать эти места именно в региональные вузы, именно в те территории, где сегодня не хватает врачей, педагогов, инженеров.

Корреспондент “Ъ” Ксения Миронова:

Президент поручил создавать больше бюджетных мест в вузах и приоритетно отдавать места региональным университетам. Сейчас для большинства регионов РФ характерен отрицательный прирост абитуриентов. К таким выводам в 2019 году пришли исследователи института образования Высшей школы экономики. Согласно полученным результатам, уже сегодня 64 из 85 субъектов РФ показывают отрицательный прирост 18-летних. Эксперты опасаются, что из-за оттока молодежи «перспективы развития многих регионов оказываются под угрозой». Максимальное сокращение численности абитуриентов зафиксировано в Туве, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах. В июне 2019 года из доклада правительства Федеральному собранию о политике в сфере образования стало известно, что к 2024 году число бюджетных мест в российских вузах сократится на 17% по сравнению с 2019 годом. В настоящее время количество бюджетных мест составляет 518,4 тыс. Их количество будет ежегодно снижаться и к 2024 году составит 432,4 тыс. мест. При этом абитуриентов, напротив, станет больше на 15%, поэтому конкурс на бюджетные места в вузах возрастет. В 2019 году количество поступающих составит 713,8 тыс., а к 2024 году — 823,8 тыс. человек. Таким образом, конкурс на бюджет в среднем составит 1,9 человека на место вместо нынешних 1,4. Эксперты считают, что сокращение количества бюджетных мест произойдет именно в региональных вузах.

О соцподдержке граждан


Острейшая проблема, которая является прямой угрозой нашему демографическому будущему,— это низкие доходы значительной части наших граждан… Какие решения мы уже приняли? С января текущего года семьи, чьи доходы не превышают двух прожиточных минимумов на человека, будут получать ежемесячные выплаты на первых и вторых детей.

Глава отдела экономики “Ъ” Олег Сапожков:

Объявленные президентом планы по расширению соцрасходов — только демографические инициативы по распространению маткапитала на первых детей и увеличению выплат за второго и последующих при 1,6–1,7 млн рождений в год могут обойтись бюджету в 0,5–1 трлн руб. дополнительных трат в год — несомненно, поддержат стагнирующий потребительский спрос в отдельных отраслях (цели расходования маткапитала ограничены ипотекой и образованием). Однако предполагавшийся ранее временным — пока не закончится «пауза» частного спроса и частных инвестиций — всплеск госвливаний в экономику на деле, видимо, окажется длиннее, чем ожидалось: свернуть подобные программы будет, очевидно, сложнее, чем развернуть.

Иллюстрацией может служить и произнесенная главой государства идея компенсировать регионам две трети их потерь от инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль. Еще осенью 2019 года будущее льготы было неясно — в реальности на введение вычета, разрешенного законом с 2017 года, пошли лишь 14 регионов, и это было связано с нежеланием субъектов РФ наращивать дефицит своих бюджетов. В рамках осенней дискуссии между Минфином и Минэкономики о расширении льготы и ее финансовых параметрах называлась цифра, сопоставимая со стоимостью новых мер социальной поддержки,— глава Минэкономики Максим Орешкин давал понять, что она может обнулить совокупный профицит региональных бюджетов в 500 млрд руб., в новой конфигурации это означает дополнительную нагрузку на федеральный бюджет порядка 350 млрд руб. в год как минимум до 2027 года — срока действия закона о льготе.

О закупках лекарств


В прошлом году в ряде регионов были перебои с поставками лекарств, потому что закупки оказались фактически сорванными… Люди оставались без крайне важных, подчас жизненно необходимых лекарств… В текущем году должен заработать единый сквозной регистр получателей препаратов, которые предоставляются человеку бесплатно или с большой скидкой по федеральной или региональной льготе, чтобы путаницы здесь больше не было.

Корреспондент “Ъ” Мария Котова:

Ситуация с госзакупками лекарств в первом полугодии 2019 года стала беспрецедентной: по подсчетам аналитиков Headway, четверть всех объявленных аукционов была сорвана из-за отсутствия заявок на участие. В попытке сэкономить бюджет Минздрав изменил схему расчета максимальной цены контракта, из-за чего производителям и поставщикам оказалось просто невыгодно участвовать в госзакупках. После такого провала министерство оперативно разработало новую методику, и, по предварительных данным аналитиков, к концу года ситуация более или менее выровнялась.

Об экологии


Нужно кардинально снизить объем отходов, поступающих на полигоны, внедрять раздельный сбор мусора, в целом переходить на экономику замкнутого цикла и уже с 2021 года начать применение механизма так называемой расширенной ответственности производителей, когда производители и импортеры товаров и упаковок несут расходы по их утилизации. Если сказать просто: загрязнитель платит.

Корреспондент “Ъ” Анна Васильева:

Один из главных аргументов бизнеса — повышение цен на товары из-за 100% нормативов утилизации, как хочет сделать Минприроды. Эту идею природоохранное ведомство пытается задокументировать еще с октября 2019 года. Но, несмотря на многочисленные совещания в правительстве, Минприроды все никак не могло уладить разногласия между всеми ведомствами (против новой концепции выступал не только рынок, но и ФАС, Минфин и Минэкономики). В результате переговоров было решено отказаться, в частности, от идеи сделать госкомпанию «Российский экологический оператор» распорядителем средств специального фонда, куда будут перечисляться средства от нового налога. Под самый новый год состоялось совещание, где вроде как решили разрешить исполнять ответственность исполнителя, как и сейчас, через ассоциации, которые имеют свой пул переработчиков. Но новый вариант концепции бизнес в новом году так и не получил. Однако тот факт, что президент о такой идее высказался положительно, участники рынка восприняли как зеленый свет.

Об интернет-индустрии


Россия — одна из немногих стран в мире, где есть свои социальные сети, мессенджеры, почтовые и поисковые системы, другие национальные ресурсы. В связи с этим предлагаю подготовить и реализовать проект «Доступный интернет», по всей территории страны обеспечить бесплатный доступ к социально значимым отечественным интернет-сервисам.

Корреспондент “Ъ” Дмитрий Шестоперов:

Глава государства, очевидно, признает доступ к интернету одним из важных социальных благ, наряду с образованием и медицинской помощью. Впрочем, сама по себе идея звучит довольно расплывчато. Бесплатным интернетом в публичных точках сегодня никого не удивишь — его можно найти даже в отделениях «Почты России». Другое дело, если такое поручение коснется мобильных операторов, которым «спустят» перечень этих значимых сервисов с бесплатным доступом для абонентов. В любом случае следующий шаг за правительством, и только оно сможет дать четкий сигнал рынку.

О вооружениях


Впервые за всю историю существования ракетно-ядерного оружия, включая и советский период, и новейшее время, мы никого не догоняем, а наоборот, другим ведущим государствам мира еще только предстоит создать оружие, которым уже обладает Россия.

Заместитель заведующего отделом внешней политики “Ъ” Павел Тарасенко:

Президент сосредоточился на вопросе, которому уделил ключевое внимание в послании в 2018 году,— развитии Россией новейших систем вооружения. Два года назад он рассказал об «активной фазе испытаний» ракетного комплекса с тяжелой межконтинентальной ракетой «Сармат». Собравшимся в зале показали видеоролик с запуском ракеты из пусковой шахты и дальнейшим компьютерным моделированием ее полета. Спустя год Владимир Путин представил промежуточный отчет, заверив сограждан: работа по образцам новых вооружений, представленным в 2018 году, планомерно и успешно продолжается. Сейчас президент РФ подвел черту под работой последних лет, дав понять, что поставленные задачи выполнены полностью: Россия оказалась впереди планеты всей, «другим ведущим государствам» (читай: США и КНР) еще только предстоит создать аналогичное оружие. Расслабляться и «почивать на лаврах», как дал понять Владимир Путин, не стоит: нужно продолжать разрабатывать «боевые комплексы и системы будущих поколений». Однако в подробности следующих шагов российского ВПК в этот раз он решил не вдаваться.

Вся лента