«Государство больше не готово даже изображать демократию»

Михаил Гуревич — о запретительных законах

Одним из последних запретительных законов этого года стал запрет на продажу смартфонов и компьютеров без отечественного софта. Президент России Владимир Путин подписал документ. Закон вступит в силу с 1 июля 2020 года, несмотря на то, что ритейлеры и производители выступили резко против, предупредили о возможных проблемах и попросили главу государства его не подписывать. Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич подводит итоги запретительной политики российской власти в уходящем году и рассуждает о трендах на грядущий год.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

В одном из советских анекдотов чрезвычайно заботливая мать зовет сына, прямо из окна вопит: «Вася, домой!» Сын кричит в ответ: «Я уже замерз?» «Нет, — отвечает родительница, — ты проголодался». Отношения россиян с родной властью все больше напоминает эту старую шутку.

Государство, похоже, больше не готово даже изображать демократию.

Куда проще общаться с нами как с малыми детьми — воспитывать и наставлять, причем по большей части с помощью запретов. Базовый принцип мировой юриспруденции в нашем локальном прочтении сменился с «разрешено все, что не запрещено», на «запрещено все, кроме разрешенного». Но и тут имеются свои нюансы. В начале года все смеялись над неожиданно приобретенным правом на сбор валежника. Но только к концу 2019-го появились новости, что мы как-то неправильно собираем его. И вот уже чиновники выпускают новые регламенты, проводят разъяснения и грозят штрафами.

Запреты, конечно, не главное новшество уходящего года, просто за минувшие 365 дней они достигли каких-то новых прежде недосягаемых высот, превратились в обыденность. Адаптация к этой повседневности происходила строго по науке со всеми стадиями — отрицание, гнев, торг, депрессия и наконец-то принятие.

Становится даже любопытно, что ограничат следующим законом и какие мотивировки при этом используют. Понятно, что в целом на благо народа, но интересны же подробности. Апофеозом стали, конечно, ограничения курения на балконах.

Хотя больше всего стало нельзя в интернете. И тут обоснования действительно поражают воображение — один закон о суверенном интернете в связи с опасностью отключения Западом рунета от всемирной сети чего стоит.

Чтобы написать такое и всерьез обсуждать, при этом не рассмеявшись, нужно обладать определенной смелостью и высоким статусом депутата Государственной думы.

Огорчает только, что все эти во многом потешные и нереализуемые запреты, ограничения и регуляции все чаще сопровождаются судами с последующими штрафами и реальными тюремными сроками, причем тезисы обвинения по степени свой фееричности превосходят депутатские объяснительные.

Как государство усиливает контроль над медиа

Смотреть

Поэтому я желаю всем, чтобы в наступающем году нам наконец-то уже запретили все — решительно и беспощадно. Ведь только так можно прервать этот тренд. Даже Госдумы не надо. Достаточно короткого президентского указа в пару слов: все нельзя, подпись. А уже через пару минут начнут пробивать первые ростки новой жизни: указ о разрешении дышать, моргать, садиться и вставать — и все сразу изменится. Чиновники и депутаты наперегонки бросятся инициировать все новые и новые возможности. Ежедневно нам будут разрешать что-то еще.

Мечтать не вредно, скажете вы. Главное, что не запрещено. С Новым годом!

Вся лента