«Такое у нас представление о состоянии современного искусства в России»

Дмитрий Буткевич — об итогах Биеннале в Венеции

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич подробнее рассказывает о павильоне Литвы, который признан лучшим на 58-й Венецианской биеннале современного искусства, и не оставляет без внимания и экспозицию от России.

Фото: labiennale.org

58-я Венецианская биеннале современного искусства открылась для публики и объявила о вручении «Золотых львов» — своих главных наград. Вы уже наверняка знаете, что «Льва» за лучший национальный павильон получила Литва, которую было непросто отыскать в одном из заброшенных складов, даже не в палаццо. Литовцы, вернее, 35-летние литовки — режиссер Ругиле Бардзюкайте, писатель Вайва Грайните и художник Лина Лапелите — разместили в здании пляж с песком и перформерами (их около 20), лежащими под лучами искусственного солнца и поющими сочиненную Линой «оперу» — отдельные, не слишком, по мне, мелодичные ариози, предупреждающие, как объясняют авторы, «об опасности изменений климата». Бегают детки, девушки чешут морды собачек… Кстати, поедете в Венецию, имейте в виду, что полноценный восьмичасовой перформанс теперь будет лишь по субботам. В остальное время вас ждет минусовочка.

Обойти стороной российский павильон мне, конечно, не удастся. Что о нем сказать? Сокуров с реминисценциями рембрандтовского «блудного сына» в сопровождении безымянных студентов «репы» (Института им. Репина), сделавших ученические копии героев картины в рисунке и в скульптуре. Шишкин-Хокусай с собственными интерпретациями произведений великих фламандцев, выполненными из фанеры в стилистике провинциального тира (фигуры перемещаются, как на стенде, по трубочкам из них брызжет красная краска-«кровь»). И ноги атлантов — символов Эрмитажа; по колено, естественно, верхняя часть в павильон не уместилась. Такое у нас представление о состоянии современного искусства в стране.

Главный результат, которого добились организаторы Российского павильона, — увеличение пропасти между двумя столицами: представители питерской культурной парадигмы, художники и галеристы с музейщиками, осторожно говорили о точной городской и музейно-эрмитажной идентичности проекта; деятели московского арт-сообщества в основном пользовались терминами «обидно за державу» и «это не имеет никакого отношения к современному искусству России». А вот мнения иностранцев разделились: наш павильон называли в числе худших (The Art Newspaper) и лучших (Financial Times).

Вся лента