«Создатели препарируют тему взаимоотношений человека и машины»

Настя Ройзман — о моноспектакле «Зловещая долина»

Обозреватель «Коммерсантъ FM» Настя Ройзман рассказывает о том, как режиссер Штефан Кэги интерпретировал взаимоотношения человека и робота в своей театральной постановке.

На сцене сидит немецкий писатель Томас Мелле, а рядом с ним на столе стакан воды. Литератор выступает с докладом о проблемах эмоциональной неустойчивости. Сам он страдает биполярным расстройством. Время от времени он кладет ногу на ногу, смотрит по сторонам и сгибает руку. Его внешность, одежда, мимика, жесты, голос — все принадлежит Мелле, но это вовсе не он.

На затылке этого существа зияет дыра. Пожалуй, только благодаря этому можно понять, что перед вами не живой человек. Из отверстия торчат провода и накопители информации, 32 серводвигателя управляют движениями робота, каждый жест которого сопровождается механическим жужжанием. Внезапно он поворачивает правую ногу на 360 градусов.На сцене театра — андроид, гуманоид, аватар, двойник писателя. Когда в конце спектакля на сцене появляется сам Мелле, кажется, что у вас двоится в глазах.

В Москве прошла премьера необычного моноспектакля «Зловещая долина». За полтора часа его создатели препарируют тему взаимоотношений человека и машины, пытаясь понять, что чувствует «оригинал», когда копия берет инициативу в свои руки. Может ли машина ошибаться? И что делает человека человеком?

Цель режиссера Штефана Кэги — исследовать реакцию зрителей на андроида, понять, способны ли люди сопереживать неживому существу. С одной стороны, внешнее сходство робота с прототипом упрощает восприятие. С другой — вызывает дискомфорт, отторжение и даже страх. Именно этот эффект японские разработчики называют «зловещая долина».

Вся лента