«Собой надо заниматься»

Дмитрий Дризе — о поддержке Россией режимов в других странах

«Друзья навек», — российская миссия при ООН заявила, что Москва останется другом Судана вне зависимости от обстановки там. В результате военного переворота в этой стране был свергнут многолетний президент Омар аль-Башир. Этому событию предшествовали многомесячные акции протеста, а иностранная пресса неоднократно писала о российских интересах в Судане, в частности, о нахождении там частных военных компаний. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает произошедшее в Судане очередным провалом российской внешней политики.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

75-летний Омар Хасан Ахмед аль-Башир правил Суданом 30 лет. Он казался бессмертным и бессменным: в 2015 году он был переизбран на очередной президентский срок с официальным результатом свыше 94% голосов избирателей. И вот его все-таки свергли, теперь Омар Башир находится под арестом.

Между тем, не секрет, что суданский президент является одним из самых одиозных мировых лидеров: он обвиняется Международным трибуналом в Гааге в преступлениях против человечности. Гражданские войны, массовые казни, ликвидация политических противников... Все это нередко случается в странах третьего мира. Однако, по крайней мере, западное сообщество считает, что так все-таки нельзя, XXI век на дворе, а не Средневековье.

Тем не менее, все это не помешало аль-Баширу побывать в России и попросить защиты от агрессивной политики США, в свою очередь, пообещав выгодные контракты. То, что президент Судана находится в розыске, Москву не смущает. Гаагский трибунал мы не признаем, считая, что так называемому цивилизованному Западу никто не давал право судить на свой лад суверенные государства. По мнению Кремля, аль-Башир — законный президент страны, как, например Башар Асад в Сирии или Николас Мадуро в Венесуэле.

Понятно, что здесь первичным является не борьба за мировую справедливость, а прагматичный, холодный и циничный расчет.

Судан — страна богатая и нефтью, и другими полезными ископаемыми. Во многом именно поэтому в Кремле решили Омара Башира поддержать и, в частности, послать в страну бойцов так называемых частных военных компаний для защиты политика от многочисленных врагов. Официально это не признается, но и категорически не опровергается. Ну а в политическом плане России всегда приятно уколоть Соединенные Штаты, которые ведь тоже не против того, чтобы самим влезть в Судан. Но при этом Вашингтон не хочет разговаривать с Москвой и делить с ней сферы влияния, не желает по-хорошему договариваться.

Но при всей своей циничности Вашингтон все-таки не очень желал иметь дело с Омаром Баширом, которого, по сути, сам же обвинял в преступлениях против человечности. И вот президента Судана свергли. Нельзя, конечно, исключать и здесь влияния Запада, правда, от этого не легче — весь наш многолетний труд насмарку. Сколько мы носились с этим Баширом, чтобы вот теперь остаться ни с чем! ЧВК — это не полноценная армия, да и как воевать с народом, пусть и в далеком Судане? Велика вероятность, что и Николасу Мадуро осталось недолго занимать пост президента Венесуэлы, равно как не вечен и социалистический строй на Кубе. Да и в Сирии все очень и очень неоднозначно. Это самое неприятное во всей внешней российской политике на этом направлении — не на тех ставим. Хотя понятно, что больше не на кого, все остальные более или менее приличные политические фигура разобраны.

И вот возникает вопрос — неужели советский опыт ничему не научил?

Сколько СССР потратил на военные авантюры, и чем все это закончилось? Разбитым корытом. Зачем опять наступать на те же грабли? Тратить валюту и человеческие ресурсы на людоедские режимы, когда у нас своя собственная Сибирь не освоена и Арктика тоже? И территории хватает, все-таки Россия — это 1/6 часть суши. Сделайте в Сибири «город-сад», и это сильно уязвит Соединенные Штаты. А то, получается, что мы Африку осваиваем, а нас — Китай. Собой надо заниматься. Это и есть здоровой прагматизм.

Вся лента