Активное управление против пассивного — выбор очевиден?

Владимир Веденеев, управляющий инвестиционными портфелями Friedrich Wilhelm Raiffeisen.

Фото: АО «Райффайзенбанк»

В 2007 году всемирно известный гуру инвестиций Уоррен Баффетт заключил пари, заявив о том, что пассивный фонд на широкий индекс американского рынка акций обыграет портфель из любых активно управляемых фондов. Спустя десять лет Баффетт праздновал победу — его стратегия победила портфель активных хедж-фондов с разгромным счетом.

В тот же год совокупные активы пассивных биржевых фондов вплотную приблизились к отметке в $5 трлн, заметно потеснив активные фонды. При этом на американском рынке, где пассивные стратегии приобрели наибольшую популярность за последние десятилетия, доля ETF в совокупных активах фондов взлетела с 1,5% в 1997 году примерно до 20% в текущий момент.

В чем же секрет такой огромной популярности биржевых фондов? Во-первых, это дешевый инструмент — как правило, комиссионные составляют доли процента; во-вторых, отсутствие сюрпризов — фонд будет демонстрировать динамику выбранного индекса за вычетом комиссий; в-третьих, это ликвидность и прозрачность — паи фонда обращаются на бирже, а также на ежедневной основе публикуется структура портфеля фонда.

Впрочем, помимо плюсов у биржевых фондов есть очевидные минусы — они не в состоянии показать результат лучше рынка, поскольку они в точности его и описывают.

Кроме того, пассивный фонд не разделяет компании на «хорошие» и «плохие»: условно, чем больше доля компании «А» в индексе, которому следует пассивный фонд, тем больше денег он проинвестирует в акции этой компании вне зависимости от состояния дел в самой компании. При этом инвесторы, видя рост стоимости пая такого фонда (из-за роста акций компаний, которые он скупал на ранее привлеченные средства), вкладывают еще больше средств, что создает «эффект пирамиды» и приводит к образованию «пузырей» в отдельных акциях и секторах.

В то же время активные фонды, проводящие тщательный анализ и отбор компаний, которые зачастую не входили в структуру индексов, проигрывали широкому рынку. Отставание от рынка в свою очередь провоцировало еще больший переток средств инвесторов, усиливая позиции биржевых фондов.

Согласно статистике, за последние два года инвесторы вложили в биржевые фонды только в США свыше $1 трлн и забрали из активных фондов около $1,5 трлн.

История показывает, что пассивный фонд показал себя как идеальный инструмент для заработка на растущем как по линейке с 2009 года рынке США. При этом, согласно данным Investment Company Institute, почти три четверти активов биржевых фондов в мире приходится на США, еще порядка 15% приходится на Европу, доля остальных регионов в целом не превышает 10%.

Подобное распределение активов пассивных фондов в мире указывает на то, что они, как правило, эффективны на развитых рынках, которые характеризуются высокой прозрачностью и ликвидностью.

Выиграл бы Баффетт пари на российском рынке акций? По нашему мнению — нет. Информация о бизнесе российских эмитентов акций менее доступна, сложнее интерпретируется, а ее анализом занимается значительно меньшее количество профессионалов, чем в США. Поэтому в России чаще возникают рыночные неэффективности и диспропорции, за счет устранения которых активное управление может существенно опережать широкий рынок.

Если решение об инвестировании в стратегию активного управления принято, то важно определиться с форматом, в котором оно осуществляется. Мы убеждены, что лучшим вариантом для инвестора является инфраструктура, предоставляемая в рамках услуги доверительного управления (ДУ). В ДУ действия управляющего жестко ограничены параметрами инвестиционной стратегии, где уровень риска и доходности определяется вашим инвестиционным профилем. Важно, что управляющий стратегией ДУ заинтересован исключительно в приросте стоимости ваших активов, а не в количестве совершенных сделок, как это происходит в рамках брокерского обслуживания.

Friedrich Wilhelm Raiffeisen — подразделение по работе с состоятельными клиентами Райффайзенбанка, предоставляющее финансовые решения для владельцев крупного частного капитала и их семей в России и за рубежом.

Райффайзенбанк работает в России с 1996 года и является одним из самых надежных российских банков, который создает финансовые решения для частных и корпоративных клиентов, резидентов и нерезидентов Российской Федерации. Согласно данным «Интерфакс-ЦЭА», Райффайзенбанк» занимает 10-е место по размеру активов по итогам 2018 года, находится на 6-ом месте в России по объему средств и 7-м месте по объему кредитов для частных лиц.

АО «Райффайзенбанк».

Вся лента