«Работа депутата — серьезная управленческая школа»

О том, что мотивирует стать депутатом законодательного собрания и почему бюджет — самый важный закон региона, рассказывает председатель профильного комитета регионального парламента Александр Шаронов.

Фото: Николай Цыганов, Коммерсантъ

— Александр Георгиевич, почему вы решили стать депутатом законодательного собрания?

— У каждого человека есть понимание того, что ему нравится вокруг и что не нравится. И каждый понимает, есть ли у него желание и готовность тратить свои силы, нервы, время на то, чтобы ситуацию изменить или хотя бы попробовать изменить. Мне действительно интересна эта работа, и я вижу в ней возможность участия в решении многих вопросов, важных для развития нашего региона. Кроме того, работа депутата позволяет получить дополнительный объем информации, смотреть на ситуацию с разных сторон и понимать, в каком направлении развиваются события. Это серьезная управленческая школа.

— Вы в законодательном собрании больше 20 лет. Помните ли вы свой первый год работы депутатом?

— Хорошо помню свой первый год работы. Мне было 27 лет, и все было очень интересно. Во-первых, вокруг тебя люди, которые состоялись как профессионалы в совершенно разных сферах деятельности, многого добились в жизни, которые могут поделиться своим управленческим и жизненным опытом. Во-вторых, это взрывное расширение кругозора благодаря появлению новых знаний и знакомств.

— Как вы стали председателем бюджетного комитета и нравится ли вам эта работа?

— Перед тем, как мне поступило предложение возглавить бюджетный комитет, я уже работал в нем и был заместителем председателя. Поэтому на должность руководителя согласился охотно, дополнительная нагрузка и ответственность — это интересно.

Кроме того, я считаю, что в законе о бюджете, как в зеркале, отражается вся деятельность исполнительной и законодательной власти. Каждое направление финансирования, каждое решение — сколько выделить средств, где уменьшить объем, где увеличить, почему именно сейчас необходимо это сделать — все важно. Законы по социальной политике, предоставлению льгот инвесторам, развитию экономики, решения начинать или развивать какие-то проекты — в комитет по бюджету сходится вся ведомственная палитра.

— Часто депутаты спорят с представителями правительства и между собой о том, на что лучше выделить средства и почему. Бывает, что доходит до конфликтов. Как вы к ним относитесь?

— Конфликтные ситуации возникают регулярно, и это неизбежно, главное — не переносить разногласия по конкретной ситуации на личности. В парламенте 50 депутатов, каждый из которых — состоявшаяся личность со своими взглядами, интересами, позицией, приоритетами, каждый готов отстаивать свое мнение. Часто, и это нормально, взгляды парламентариев и членов правительства расходятся. Но нужно понимать, что парламент — такое место, где может быть принято решение, которое лично ты считаешь неверным. Если ты не готов к таким ситуациям и не готов к конфликтам, то тебе не место в законодательном собрании. Хотя научиться принимать это непросто.

— За 20 лет в законодательном собрании вы видели разных председателей. С кем вам работалось комфортнее?

— Мне со всеми председателями было комфортно. Законодательное собрание — тонкий организм, любой председатель может влиять на ситуацию и депутатов, но не может командовать. В исполнительной власти все подчиняются принципу единоначалия, а в представительной решения принимаются коллегиально. Да, председатель зачастую владеет более полной информацией, общается с депутатами и может на них повлиять. Но я как депутат представляю интересы своих избирателей, которые доверили мне это право. Поэтому позиция председателя законодательного собрания очень сложная: необходимо организовать 50 успешных и состоявшихся людей, имеющих собственный взгляд и представление, к конструктивному диалогу. Это тяжелая работа, которая требует большого жизненного и руководящего опыта и коммуникативных навыков. Нам повезло, что среди руководителей законодательного собрания людей, которые пытались бы просто командовать, не было. Все они понимали и понимают необходимость сотрудничать, искать компромиссы и в случае возникновения конфликтов находить выходы и приемлемые для всех решения.

— Как изменилось законодательное собрание и его функции за то время, что вы работаете?

— Раньше у представительной власти было больше возможностей и веса. Например, в региональный парламент первого созыва входили главы всех муниципалитетов, которые фактически могли диктовать руководству региона, как распределять средства. Потом законодательство изменилось, и они утратили право баллотироваться в законодательные органы власти. Сейчас полномочий больше у органов исполнительной власти, и в этом есть свои плюсы и минусы. Абсолютное большинство законов вносят органы исполнительной власти, и это правильно, потому что они работают по ним каждый день на постоянной профессиональной основе. Законодательное собрание в целом призвано рассмотреть их предложения и исправить какие-то явные перекосы. У депутата есть право внести инициативу, но рассмотреть ее и тем более реализовать — это разные вещи. Ни один депутат не может сделать что-то в интересах только своего округа и избирателей, потому что у коллег желаний не меньше, а количество средств ограничено. В этот момент включается поиск баланса, чтобы соблюсти общие интересы. В целом парламент может вносить поправки и корректировки, может решать определенные вопросы, но надо понимать, что в нашей стране система управления построена по принципу президентской республики. Поэтому и на федеральном, и на региональном уровне исторически, особенно в текущем моменте (оставим за скобками вопрос оптимально ли это) перевес все-таки на стороне исполнительной власти.

Первая четверть

25 лет законодательному собранию Нижегородской области

Читать далее

Вся лента