Госрегулирование заглядывается на эквайринг

К какому соглашению должны прийти стороны

Задача правительства провалена: банки и ритейлеры не смогли договориться о снижении стоимости эквайринга. Накануне вице-премьер Дмитрий Козак ждал консолидированной позиции по этому вопросу всех заинтересованных сторон. Но, как заявили «Ъ FM» в Ассоциации компаний розничной торговли, никакого общего меморандума они не подписывали. Проблему слишком высокой комиссии за расчеты пластиковыми картами поднял в феврале Владимир Путин. После этого Дмитрий Козак попросил игроков рынка до 20 марта представить ему согласованные предложения. Есть ли еще шанс договориться? И на каких условиях? Выяснял Григорий Колганов.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Пока позиции сторон кажутся непримиримыми. Банки с платежными системами готовы снизить комиссию для аптек, образовательных и медицинских услуг, за крупные покупки и на социально-значимые товары. Ритейлеры просят дать послабления на бытовую технику, электронику, одежду и обувь. Интересы явно разные, но искать компромисс необходимо, убежден руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов. В противном случае всех ждет государственное регулирование. «Если банки и ритейлеры не договорятся о каком-то компромиссном варианте, неизбежно мы придем к тому, что на законодательном уровне все эти банковские комиссии, хитрости, разные обходные пути для взятия комиссии — все это будет упорядочено. Мы увидим законодательное регулирование этого процесса. И положение ритейлеров здесь улучшится», — считает Колташов.

Действительно, Владимир Путин, называя отечественный эквайринг квазиналогом, приводил в пример страны, где этот показатель на уровне 0,2-0,3%. Такие комиссии действуют в Европе, но там они регулируются антимонопольными службами. Для российских банков это кошмар наяву, ведь услуга приносит им десятки миллиардов прибыли. Но интересно, что и ритейл не хочет идти по пути государственного вмешательства. Почему? Объясняет участник последних совещаний по эквайрингу, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков: «Это из всех возможных способов, наверное, самый неоптимальный. Но для того чтобы его избежать, нужно попытаться самим договориться. В Европейском союзе и Соединенных Штатах не получилось. Результат — государственное регулирование. Понятно, что качество государственного управления у нас и качество нормативных актов ниже, чем за рубежом. Мы понимаем, что это будет похоже на поведение слона в посудной лавке, вполне возможно. И пострадать могут все».

Но если угрозы госрегулирования нет, стоит ли вообще договариваться? Для эксперта инвестхолдинга «Финам» Василия Олейника исход этой дискуссии очевиден, как и дальнейшая стратегия проигравшей стороны. «Договориться-то договорятся. Вопрос, кто победит. На мой взгляд, победит сильнейший, а сильнейший — это финансовая система. Все, что касается частного бизнеса, да выживайте как хотите. Не нравится и не нравится, что, государство даст уступку бизнесу? Пока что мы этого не видели.

А бизнес пойдет по простому пути, во многих местах я это и так уже вижу: "Простите, оплата пластиковыми картами не принимается"».

Получается, на кону как минимум комфорт потребителя. От исхода спора будет зависеть, станет ли мест, где можно расплатиться картой, больше или меньше.

Вся лента