Портрет неустроенного человека

Чем примечателен фильм «Ван Гоги»

В российский прокат вышла картина «Ван Гоги» — первая режиссерская работа Сергея Ливнева за последние 20 лет. Главные роли сыграли Алексей Серебряков и польский актер Даниэль Ольбрыхский. Сюжет кажется довольно незамысловатым — сын и отец, которые долго не общались, сложно и тяжело выясняют отношения. Однако Сергей Ливнев не только показал вечный конфликт поколений, но и заглянул в глубины человеческих отношений. Почему фильм стоит посмотреть? Расскажет Мария Погребняк.

Фото: Леополис

«Снял про то, что болит», — так сам режиссер объясняет выбор темы фильма. Главные герои — 80-летний известный дирижер Виктор и его сын Марк, художник-неудачник, создающий странные картины из веревок. У Виктора болезнь Паркинсона, и сын вынужден к нему приехать. Они оба страшно раздражают друг друга и по-своему страдают. Дело не только во взаимных обидах и невысказанной боли: у каждого — своя личная драма. Сергей Ливнев погружает зрителя в мир сильнейших эмоций, в какие-то моменты воспринимать такой неподдельный надрыв очень тяжело.

В фильме много флэшбеков: Марк вспоминает, как Виктор мотался по гастрольным турам, оставляя маленького сына с няней, обвиняет отца, что его никогда не было рядом. Виктор в очередной ссоре называет Марка «лузером». Главным героем семейной драмы в какой-то момент становится сын, который страдает не только от своего отца, эгоцентрика и нарцисса, время от времени впадающего в беспамятство, но и от своей нереализованности. В личной жизни не везет, профессиональная тоже не удалась.

Алексей Серебряков убедительно изображает невротика с экзистенциальным кризисом и задает вечные вопросы, поэтому кино получилось отчасти про каждого из нас, рассказал «Коммерсантъ FM» режиссер Сергей Ливнев: «Я не думаю, что кино занимается месседжами, если бы я хотел выступить с неким посланием, то написал бы газетную заметку. Мне кажется, кино оперирует другими вещами и рассказывает про человеческие отношения, которые ничего не значат, кроме того, что они есть. Нельзя вывести мораль, слава богу.

Я хотел рассказать историю человека, жизнь которого никак не может устроиться: он не понимает, каким образом жить, любить, быть любимым.

У него это никак не получается по той причине, что его, что называется, недолюбили».

Критики хвалят мощный дуэт Серебрякова и Ольбрыхского, но, вместе с тем, обвиняют фильм в его нарочитой старомодности и чувствах, которые зачастую гиперболизированы. На счету Сергея Ливнева постмодернистские ленты — «Кикс», «Серп и молот», легендарная картина «Асса» (в последней Ливнев выступил сценаристом). А тут традиционная драма, которую многие сравнивают с «Осенней сонатой» Ингмара Бергмана. Но именно этим фильм и ценен, считает кинокритик Валерий Кичин: «Режиссер Сергей Ливнев примерно 25 лет не снимает ничего, до этого у него была репутация такого enfant terrible советского кино: он создавал картины шокирующие, эпатирующие. Что-то устоялось, что-то за эти четверть века в нем утвердилось, и он сделал фильм, который многие сочтут старомодным, потому что в нем показаны открытые страсти, яростная сшибка характеров, позиций. При всей избитости конфликта он просто очень талантливо воплощен в этой ленте».

Почему «Ван Гоги»? Где связь между культовым художником XIX века и конфликтом отцов и детей? Ответ — в финале фильма, который стоит посмотреть: такие масштабные в психологическом смысле драмы в российском кино выходят нечасто.

Композитором фильма выступил Леонид Десятников. В прошлом году на «Кинотавре» лента «Ван Гоги» получила приз за лучшее музыкальное решение.

Вся лента