«Григорий Ингер сумел создать универсальный художественный язык»

Дмитрий Буткевич — о выставке «Мое детство» в музее Востока

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает об особой манере художника Григория Ингера и его работах, представленных в Государственном музее Востока.

Фото: orientmuseum.ru

Пронзительно и ярко описывает мир российско-еврейской культуры, которую иногда принято называть «Идишланд», Григорий Ингер. Его работы представлены в Государственном музее Востока на выставке «Мое детство». Одноименный цикл художник создавал на протяжении всей жизни. Значительная часть выставки — иллюстрации к произведениям писателя Шолом-Алейхема, ставшие мировой классикой рисунки к повестям «Мальчик Мотл» и «Заколдованный портной». Кстати, в марте исполнилось 160 лет со дня рождения этого одного из немногих еврейских писателей на языке идиш, получивших мировое признание еще при жизни.

Григорий Ингер известен прежде всего как художник-иллюстратор еврейской литературы. Его первые рисунки к произведениям Шолом-Алейхема появились еще в 1926 году во время учебы в Киеве. Но узнаваемый почерк художника с точными гротескными линиями и живописью черно-белых композиций сложился в 1960-е. Все эти вращающиеся, клубящиеся, словно танцующие под музыку клезмер, портные, музыканты, козы, куры, мальчики-подмастерья. В 1970-х годах художник начал серию графических произведений, посвященных детству, воссоздавая в нем уничтоженный войной мир еврейского местечка.

На мой вопрос о значимости творческого наследия Ингера для всеобщей истории искусства куратор выставки Мария Гадас ответила так: «Я думаю, что Ингер, с одной стороны, вот с этой темой себя ограничивает, потому что это все-таки еврейский мир, но он показывает это так, что это становится достаточно универсальной темой, потому что на языке модернизма рассказано, школу которого он прошел. У него учителя — 1920-е годы. Внятно все».

В 1990-е годы рядом с портретами соседей появляются образы ветхозаветных пророков. Персонажи из «Моего детства» свободно перемещаются в пространстве священной книги. Тут легко пророк Иезекииль оказывается жителем Коммерческого переулка в местечковой Умани. Самый поздний библейский цикл, созданный уже в 1990-е годы, показывается на этой выставке впервые. Думаю, что Григорий Ингер сумел, соединив классическое мастерство и художественное открытие начала XX века, создать на национальной почве универсальный художественный язык.

Вся лента