Ситуация на дороге

Что будет с авторынком в этом году

Российский автомобильный рынок закончил минувший год с прибылью, но эксперты не спешат говорить о восстановлении после кризиса и росте покупательной способности. Прирост весьма скромен, господдержка снижается, а дальнейшая ситуация будет сильно зависеть от внешнеполитической обстановки и того, насколько быстро автопроизводители подстроятся под новые требования правительства к организации локального производства.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Дорос до «десятого» года

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2018 году было продано 1,8 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 12,8% больше показателя 2017 года. После стагнации и резкого падения в 2015 году рынок постепенно приходит в себя, а объемы продаж растут на протяжении 20 последних месяцев. Тем не менее до рекордных показателей 2011–2013 годов, когда рынок ежегодно поглощал более 2,5 млн машин, далеко. Результат 2018 года наиболее близок к уровню 2010 года, когда в России было продано почти 1,9 млн автомобилей.

Главным фактором роста эксперты, как и прежде, считают высокий отложенный спрос, сформировавшийся после кризиса 2014 года. «Средний срок владения автомобилем сейчас составляет пять лет, но в прошлом году многие автовладельцы решили сменить свое транспортное средство на новое»,— отмечает директор дивизиона «Химки» ГК «Автоспеццентр» Алексей Гопкало. «Многие автовладельцы решились на покупку, ожидая дальнейшего роста цен»,— считает директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников.

Директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCooper (PwC) Виктория Синичкина считает, что рынок рос неравномерно. «В первом полугодии росту в большей степени способствовали восстановление экономики, рост цен на нефть и укрепление национальной валюты. Во втором полугодии темпы роста замедлились в силу постепенного удовлетворения спроса и ухудшившейся макроэкономической ситуации».

АвтоВАЗ возвращается

Главным автомобилем рынка в 2018 году стала Lada Vesta — реализовано 108 364 машины, то есть на 40% больше, чем годом ранее. Почти так же хорошо продавалась бюджетная Lada Granta (106 325 штук), пережившая к концу года небольшое обновление. А прошлогодний лидер Kia Rio оказался только на третьем месте с результатом 100 148 машин. В десятку бестселлеров рынка вошли Lada Largus и XRAY. Общий рост продаж российской марки составил 16%, что позволило АвтоВАЗу занять рекордную за последние семь лет долю в 20% рынка.

Рыночные успехи не могли не сказаться на финансовых. Годовая отчетность будет опубликована позже, но по итогам даже первых трех кварталов АвтоВАЗ показал чистую прибыль в размере 5,4 млрд руб., глава «Ростеха» Сергей Чемезов в конце декабря заявил об ожидании 6 млрд руб. прибыли по итогам всего года. В прошлом году завод показал убыток в размере 4,4 млрд руб., а последний раз о прибыли предприятие отчитывалось в 2012 году, когда удалось заработать 29,2 млрд руб.

Успех завода и бренда эксперт агентства «Автостат» Азат Тимерханов связывает с серьезным обновлением модельного ряда: «Линейка автомобилей Lada стала более современной и понятной в ценовом плане. Она имеет четкое разграничение по цене, а модели не конкурируют между собой». Также эксперт отметил, что на руку АвтоВАЗу играет экономическая ситуация, при которой модели Lada стоят дешевле, чем у конкурентов.

Пересаживаемся на кроссоверы

По расчетам специалистов аналитического агентства «Автостат», в 2018 году россияне купили около 730 тыс. кроссоверов разных классов, то есть доля SUV в общем объеме продаж легковых автомобилей превысила 40%. В количественном выражении сегмент кроссоверов вырос на 18%, в то время как массовый сегмент B — только на 6%, до 620 тыс. машин, что составляет 37% всего рынка. Следом с большим отрывом идут семейные автомобили и модели бизнес-сегмента (гольф-класс — 6% и D-класс — 5,5%).

Доля SUV в общих продажах легковых автомобилей растет с 2015 года, отмечает Виктория Синичкина из PwC. Причина — в условиях использования, говорит эксперт: «Недостаточно развитая дорожная инфраструктура, низкое качество дорожного полотна, сложные климатические условия на большей части территории России, а также незначительная разница в стоимости новых легковых автомобилей и SUV при более привлекательных потребительских качествах последних».

Владимир Мирошников из компании «Рольф» объясняет переход спроса от бюджетных моделей еще и сворачиванием программ господдержки: «Модели массовых брендов благодаря локализации производства попадали под действие государственных программ стимулирования спроса, но в 2018 году на фоне сворачивания этих программ спрос в нижнем ценовом сегменте существенно снизился. Зато активность покупателей начала восстанавливаться в среднем ценовом сегменте и премиум-классе».

Половина машин — в кредит

Национальное бюро кредитных историй (НКБИ) пока не обнародовало данные о доле автомобилей, купленных в кредит, за весь год, но, как заявил гендиректор НКБИ Александр Викулин, можно ориентироваться на 50%. Такие же данные приводят и другие участники рынка. Например, Азат Тимерханов из «Автостата» оценивает долю кредитных продаж в 49%. По словам директора филиала финансовых услуг компании «Рольф» Ольги Бойко, на долю кредитных продаж новых автомобилей в ее сети пришлось 50,78%, что символически больше прошлогодних 50,34%.

Относительная доля кредитных покупок растет незначительно, но в денежном выражении россияне берут в банках все больше, что связано с увеличением средней цены автомобиля. Речь идет о сотнях миллиардов — каждый месяц банки выдают на покупку автомобилей в среднем по 50 млрд руб. По данным НКБИ, за три квартала банки выдали 427,8 млрд руб. против 346,6 млрд руб. за аналогичный период прошлого года.

Но если раньше кредиты брали в основном на покупку с использованием программ льготного автокредитования, то сейчас клиенты чаще ориентируются на специальные фирменные программы автопроизводителей, которые предлагают более выгодные ставки на покупку автомобиля своей марки. За весь 2018 год ставки по кредитам выросли не более чем на 1%, что связано с изменением ключевой ставки, которая в течение года повышалась дважды.

Госпрограммы — не главный драйвер

На программы поддержки автопрома в 2018 году государство выделило 34,4 млрд руб., что вдвое меньше по сравнению с 2017 годом. Из этих денег только 7,5 млрд руб. пошло на субсидирование покупок для частных автомобилистов, причем только по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Остальные деньги пошли на стимулирование рынка коммерческого транспорта и различные компенсации производителям.

В 2016 году на адресные программы поддержки спроса потратили почти 25 млрд руб., но с прошлого года государство начало снижать объемы помощи рынку. По мере перехода рынка к естественному росту потребность в стимулировании продаж государством стала уменьшаться, отмечает Виктория Синичкина.

Однако даже в таком виде госпрограммы помогали рынку в начале 2018-го, добавляет Азат Тимерханов: «Программы "Первый / семейный автомобиль" не действуют с мая 2018 года, кроме Дальнего Востока. В первом полугодии прошлого года их влияние было ощутимо — за этот период рынок вырос на 18%. А вот во втором полугодии — на 8%». Снижение спроса в бюджетном сегменте после окончания программ отмечает и Владимир Мирошников.

1,5 млн за средний автомобиль

По оценкам агентства «Автостат», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России в 2018 году составила 1,43 млн руб., что на 7,5% больше, чем в 2017 году. Средняя стоимость отечественного автомобиля составила 625 тыс. руб., а моделей иностранных марок — 1,65 млн руб. Наиболее заметные коррекции цен произошли в конце года, когда производители начали закладывать в прайс-листы грядущее повышение НДС.

Увеличение стоимости покупки не говорит о росте благосостояния, считает Алексей Гопкало, процент покупателей моделей бизнес-класса остается низким. С ним согласен и Азат Тимерханов: «Это не финансовая стабильность — рынок рос за счет отложенного спроса, который сформировался за время кризиса». В дальнейшем цены будут только расти, уверяет Виктория Синичкина: «Нет оснований полагать, что цены на новые автомобили будут снижаться в связи с повышением ставки НДС и нестабильной макроэкономической ситуацией». Алексей Гопкало предполагает рост цен на 3–5% в течение 2019 года.

Выбор уж не тот

В прошлом году правительство определилось с формой сотрудничества с автопроизводителями. Вместо заканчивающихся соглашений о промсборке, которые давали автокомпаниям льготы при локализации производства, чиновники предложили заключать специальные инвестиционные контракты (СПИК), в рамках которых четко описывались размеры инвестиций, объемы научно-исследовательских работ и производственные планы. На сегодня СПИК уже подписали АвтоВАЗ, ГАЗ и Hyundai-Kia.

Новая схема работы может привести к возникновению объединений, в рамках которых компании будут выпускать технически идентичные автомобили. И это вполне соответствует предварительной редакции стратегии развития автопрома до 2025 года, которая предусматривает существование шести-восьми новых платформ, на каждой из которых будет выпускаться по 200 тыс. легковых автомобилей, причем со значительной долей российского инжиниринга. Продавать автомобили без локального производства в России все труднее, что доказывает опыт мелких независимых брендов. Не исключено, что с рынка уйдут и более заметные производители. Например, компания Ford, меняющая стратегию на всем европейском рынке, может отказаться от своих производственных площадок во Всеволожске и Набережных Челнах, что будет означать фактический уход бренда с массового рынка. Модели локальной сборки уже сейчас не пользуются заметным спросом, а о подписании СПИК в компании пока не заявляли.

Рынок замедляется

На состояние рынка в 2019 году в большей степени будет влиять экономическая и политическая обстановка, но пока предпосылок для резкого роста или падения нет, считают эксперты. «Увеличение НДС и возможное ужесточение санкций США создают существенные риски и неопределенности на рынке, в особенности в первом квартале»,— говорит председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Однако при условии неизменности правительственной политики эксперт ожидает небольшой устойчивый рост в течение года: «Наш прогноз на 2019 год по рынку пассажирских и легких коммерческих автомобилей составлен с небольшим улучшением до 1,87 млн единиц, что на 3,6% больше».

Эксперт «Автостата» Азат Тимерханов ожидает возможных колебаний до 5% в обе стороны. Владимир Мирошников из компании «Рольф» придерживается консервативного сценария с сохранением нынешних объемов: «В первой половине года автомобильный рынок продемонстрирует отрицательную динамику, а во второй может начаться восстановление спроса».

Иван Ананьев

Вся лента