Дата

110 лет назад «Огонек» писал о новых картинах Ильи Репина, представленных на 37-й выставке передвижников

110 лет назад «Огонек» писал о новых картинах Ильи Репина, представленных на очередной, 37-й выставке передвижников. Центром экспозиции стала картина «Черноморская вольница», которая должна была развить грандиозный успех, доставшийся прославленным «Запорожцам». Первоначальное название картины было «Запорожцы на Днепре». С разрешения художника «Огонек» печатал репродукцию картины, а также автограф художника: «Черноморская вольница (возвращается, "пошапавши" берега Анатолии)», то есть пограбивши берега Анатолии (современной Турции). Более всего в этой картине, по словам художника, он работал над гармонией и композицией, желая передать «экстаз раскаяния за грехи». Известно, что для этой картины Репину позировали Корней Чуковский и Владимир Маяковский — они изображали гребцов. «Необычайная сложность задачи,— писал журнал,— изобразить в полном разгуле две стихии: бурное море и казачью удаль. "Черноморская вольница" — достойна великого дарования. Такого замысла и размаха давно уже не видела наша публика». «Изумительно разработаны техника и вкус»,— отмечал «Огонек». И продолжал: «Но это лишь средства для достижения высших целей. Репин, несмотря на свой маститый возраст, является поныне самым "молодым" нашим художником, он смело берется за непреодолимые трудности, старается превзойти самого себя». И все-таки не все разделили восторги «Огонька», так что расстроенный художник после выставки совершенно переписал картину — убрал весла, а на мачту водрузил парус, полностью доверив своих лихих героев судьбе и стихии.

Обложка «Огонька» за 1909 год дает возможность увидеть эту неизвестную в России картину

Фото: Архив журнала , Архив журнала "Огонёк"

В 1919 году картина была продана в Швецию. Долгое время «Черноморская вольница» находилась в Музее истории мореходства в Стокгольме, но после очередного аукциона скрылась в частной коллекции. Обложка «Огонька» за 1909 год дает возможность увидеть, какой была эта неизвестная в России картина еще до того, как ее переписал художник.

Вся лента