Образование идет к бизнесу

По данным правительства Тюменской области, в 2018 году объем финансирования науки и образования в регионе должен составить 21,9 млрд руб., а в 2019 году — 19,7 млрд руб. Эти деньги планируется направить в том числе на поддержку талантливой молодежи и создание межрегионального научного центра. в вузах области уже активно внедряются новые подходы к учебному процессу: сокращается количество лекций и увеличивается объем практических работ.

Тюменский индустриальный университет готовит кадры для основных отраслей промышленности региона

Фото: Михаил Филиппов, Коммерсантъ

Статистика на перспективу

По данным HeadHunter Урал, с начала 2018 года наиболее востребованными отраслями профессий в Тюменской области стали «Продажи» (26,3% от общего числа вакансий), «Строительство» (16,8%), «Рабочий персонал» (13,3%), «Производство» (10,3%) и «Транспорт» (8,4%). При этом местные работодатели чаще всего в этом году искали специалистов по розничной торговле и менеджеров по работе с клиентами, рабочих строительных специальностей и инженеров, монтажников и электриков, инженеров и машиностроителей, водителей и специалистов по логистике.

Выше всего предлагали зарплаты в сфере «Строительство» (средняя предлагаемая зарплата в 2018 году — 50 тыс. руб.), «Рабочий персонал» (47 тыс. руб.) и «Производство» (40 тыс. руб.). Однако эти отрасли опередила традиционная для региона «Добыча сырья» (70 тыс. руб.) и «Высший менеджмент» (65 тыс. руб.).

Самая высокая конкуренция на рынке труда в 2018 году наблюдается среди госслужащих (25,6 резюме на одну вакансию), начинающих карьеру и студентов (14 резюме на одну вакансию), в сфере бухгалтерии и финансов (9,7 резюме на одну вакансию) и все в тех же «Добыче сырья» (9,4 резюме на одну вакансию), «Высшем менеджменте» (8,2 резюме на одну вакансию).

По данным Единой информационной системы обеспечения деятельности Министерства образования РФ, в Тюменской области работают пять государственных высших учебных учреждений и шесть филиалов государственных и негосударственных вузов. В них обучается около 60 тыс. студентов. Специалистов и бакалавров для промышленных отраслей Тюменской области готовят, например, Тюменский индустриальный университет, Тюменский государственный университет (ТюмГУ) и Тюменский индустриальный университет. Согласно постановлению правительства Тюменской области, вложения в развитие образования и науки в 2018 году должны составить 21,9 млрд руб., а в 2019 году — 19,7 млрд руб.

На начало года, по данным департамента труда и занятости населения, работодателям больше всего требовались сотрудники в сфере строительства (6,3 тыс. единиц) и в сфере обрабатывающей промышленности (931 единица).

Талантливая молодежь

«Инвестиции в развитие Тюменской области и укрепление ее кадрового потенциала требуют поощрения талантливых молодых людей в их стремлениях»,— полагает глава Тюменской области Александр Моор. Обладателями стипендий губернатора стали 1,6 тыс. человек. В этом учебном году их список пополнят еще 89 человек (количество стипендиатов каждый год одинаковое и устанавливается постановлением о губернаторской стипендии). Именные стипендии назначаются за достижения в освоении образовательных программ, научно-исследовательской работе, интеллектуальной, художественной, спортивной и социальной деятельности. Для аспирантов вузов их размер составляет 10 тыс. руб. в месяц, для студентов вузов, колледжей и техникумов — 2 тыс. руб. в месяц.

Поддерживать в области намерены не только студентов, которые уже выбрали себе дальнейший путь, но и школьников, которые показывают отличные результаты в учебе. Так, для поддержки одаренных детей в регионе планируется создать центр «Новое поколение» — региональное представительство образовательного центра «Сириус» в Сочи. Распоряжение о финансировании Александр Моор подписал в конце октября, реализацией проекта займется Тюменский государственный университет. Ожидается, что центр будет готовить и системно поддерживать педагогов, работающих с одаренными детьми, а также выявлять, развивать, сопровождать, информировать и мониторить продвижение талантливых детей и молодежь региона. По данным пресс-службы губернатора, таких детей в регионе немало: с каждым годом увеличивается количество ребят, ставших победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. Так, если в 2015 году таких детей было 10, в 2016 — 13, то в 2018 году их стало уже 20. Более конкретные параметры проекта в правительстве обещали представить позднее.

Экономика наступившего столетия основана на инновациях, а потому ценность интеллектуального ресурса многократно растет, полагает глава региона. «Мы заинтересованы в том, чтобы все технологии, которые сегодня существуют в центре “Сириус”, были реализованы и в Тюмени. Развивать свои способности в региональном центре “Новое поколение” будут талантливые ребята, которые своей учебой, мотивацией к получению знаний заслужили возможность более глубокого саморазвития»,— подчеркнул губернатор.

Не формат

В последние годы Тюменская область приступила к внедрению новых форматов обучения. Как сообщили в пресс-службе правительства региона, сейчас студенты многих региональных вузов, колледжей и техникумов большую часть учебного времени — около 70% — уделяют не лекциям, а практическим занятиям. Обеспечивают их предприятия-партнеры учебных заведений — «Роснефть», «Газпром», ЛУКОЙЛ, СИБУР, «Группа ГМС», «Сургутнефтегаз», «Транснефть» и другие.

«Достигнутый в Тюменской области уровень партнерства образования и бизнеса, по-новому выстроенный формат рабочих отношений позволяют нам двигаться и развиваться дальше»,— полагает Александр Моор. По его словам, сейчас у региона есть возможность подходить к вопросу подготовки кадров «более амбициозно». «Конечно, есть еще неразрешенные вопросы, но появляются задачи следующего уровня и калибра. Консолидация вузов, научных организаций и индустриальных партнеров при поддержке федеральных органов исполнительной и законодательной власти даст новое и лучшее качество кадрового обеспечения региональной экономики и наших корпоративных партнеров»,— уверен господин Моор.

В частности, к практике приступили будущие техники-технологи специальности «аддитивные технологии» Тюменского колледжа цифровых и педагогических технологий. «Аддитивные технологии, более известные как 3D-принтинг, применяются сегодня в различных отраслях: авиационной промышленности, медицине, энергетике, электротехнике, транспортном машиностроении. Это одни из наиболее динамично развивающихся и перспективных производственных процессов, которые могут стать основой для перехода промышленности к новому технологическому укладу»,— полагает директор колледжа Валерий Черепанов. В ходе практики студенты узнают о видах и методах получения материала, литье и штамповке, научатся разрабатывать технологическую документацию и трехмерные модели, изучат финишную доработку объектов с применением станков с числовым программным управлением (ЧПУ), займутся разработкой управляющих программ в CAD/CAM-системах (Siemenssinumerik, Fanuc, Heidenhain). Базами практики для них станут ФабЛаб (Центр научного творчества и робототехники), детский технопарк «Кванториум», Дворец творчества и спорта «Пионер», Центр прототипирования Тюменский технопарк, магазин мастера «Мое печенье».

Высшие школы

Частным случаем такого «партнерского» образования служат созданные при университетах школы: Высшая инженерная — при Тюменском индустриальном университете и Высшая политехническая — при Тюменском государственном университете.

Высшая инженерная школа стартовала в опорном университете в апреле 2018 года как базовый центр подготовки кадров для цифровой экономики региона. Она является одним из институтов университета. Образовательная программа бакалавриата школы включает учебную модель реального производства OIL&GAS Industry. Проект будет реализовываться по принципу «от простого к сложному» в течение всех четырех лет обучения. Студенты решают задачи, разбитые на четыре блока, которые моделируют основные производственные процессы нефтегазовой компании. Это бурение нефтяных и газовых скважин, разработка и эксплуатация месторождений нефти и газа, сбор и подготовка скважинной продукции и транспорт углеводородов.

Особый упор в проекте делается на постоянное междисциплинарное взаимодействие преподавателей, а также на вовлечение их в проектную работу. Поэтому сейчас роль преподавателя руководство школы предлагает сменить: от лектора-транслятора знаний перейти к академическому наставнику — навигатору образовательной траектории. «Мировые тренды вынуждают брать курс на формат Индустрии 4.0, крупнейшие компании топливно-энергетического комплекса включили в программы развития цифровизацию бизнеса. Для реализации этих планов необходимы соответствующие кадры»,— подчеркнул руководитель проектного офиса школы Алексей Пимнев

В качестве примера проектного подхода представители школы приводят сотрудничество с ООО «РН-Юганскнефтегаз», которое сейчас как раз меняет отношения с ТИУ. «С Высшей инженерной школой мы будем работать в проектном формате, выступать в качестве экспертов при оценке проектов ребят. Возможно, это будет совместная практическая деятельность студентов и молодых специалистов нашей компании»,— отметил начальник отдела молодежной политики Управления оценки и развития персонала ООО «РН-Юганскнефтегаз» Роман Грибов.

Высшая политехническая школа была создана в 2015 году. Один из основных принципов — конкурсный отбор слушателей. Второй — максимальное приближение подготовки к реальному производству: каждая программа формируется под конкретного заказчика и с непосредственным участием его представителей. За счет этого в процессе обучения студенты решают реальные производственные проблемы. Сейчас школа предлагает обучение по трем программам: магистерская программа «концептуальный инжиниринг» (350 тыс. руб. в год, 30 бюджетных мест), дополнительная образовательная программа «Интеллектуальное месторождение» и программа дополнительного профессионального образования «HSE Менеджмент». Последнее — совместный проект по производственной безопасности ТюмГУ и компаний «Газпром нефть» и «СИБУР Холдинг».

«При создании программы использовались сильные стороны партнеров, участвующих в ее реализации и предоставляющих экспертов для проведения тренингов и мастер-классов, в частности, по темам: опыт и практические наработки индустриальных партнеров, лучшие зарубежные модели, привносимые приглашенными провайдерами, сильнейшие стороны ТюмГУ в социогуманитарном аспекте, включая психологию безопасности, конфликтологию, культуру безопасного поведения и многое другое»,— пояснил директор школы Михаил Писарев. Программа стартовала в апреле, первыми слушателями стали наиболее активные представители руководящего состава дочерних обществ компаний: от СИБУРа — преимущественно специалисты профильных функций, от «Газпром нефти» — главный инженер, заместитель генерального директора, начальник цеха, начальник промысла.

Программа включает годичный учебный цикл по схеме «1+5»: чередование месяца аудиторных занятий и пяти месяцев практики на своем рабочем месте с отработкой полученных навыков и компетенций, выполнением самостоятельных и курсовых работ, удаленным наставничеством преподавателей и тренеров. По итогам каждого цикла слушатели сдают зачеты и защищают курсовые работы. Сейчас программа рассчитана на передачу современных знаний и компетенций действующим сотрудникам компаний, однако в дальнейшем руководство школы не исключает создание магистратуры, опирающейся на те же принципы.

Перспективные исследования В 2017 году с целью повысить глобальную конкурентоспособность ТюмГУ в рейтинге университетов «5–100» открылась Школа перспективных исследований. Ее цель — «вклад в мировую дискуссию об актуальных проблемах социального и гуманитарного знания, включая их пересечения с биологией и IT», а также обеспечение уникального образования для «наиболее подготовленных, талантливых и мотивированных студентов из России и из-за рубежа».

По словам директора школы Андрея Щербенка, она стала научно-образовательным greenfield (от английского «зеленое поле» — индустриальный парк, создаваемый на незастроенном земельном участке без инфраструктуры) в области социогуманитарных дисциплин. Проект создавался с нуля, первый преподавательский состав набирался прошлой весной на проектно-аналитической сессии. Кандидаты, объединенные в междисциплинарные команды, представили свои исследовательские проекты друг другу, а также внешним и внутренним экспертам. Профессора могли пересобрать команду, переформулировать проект, все это — за три итерации. К концу третьего дня выделялись проекты-победители. Они становились направлениями исследовательских проектов школы, команда-победитель попадала в штат. Проектная команда заменяет традиционную дисциплинарную кафедру.

Иностранные преподаватели, по словам господина Щербенка, едут, во-первых, на мультидисциплинарность. «В социогуманитарных дисциплинах большинство исследователей работают внутри своих дисциплин и часто в одиночестве, поэтому мультидисциплинарные команды многим очень интересны»,— поясняет он. Вторым критерием в пользу школы становится возможность «сделать что-то непохожее на то, что уже делалось». «Как правило, в университетах освобождается место, когда кто-то уходит на пенсию. Одновременный набор 10–15 человек происходит крайне редко, поскольку с нуля открывается очень мало социогумантирных центров»,— уверен господин Щербенок.

Сейчас в школе на постоянной основе работают 20 преподавателей-исследователей из семи стран, три четверти которых получили докторские степени (PhD) в университетах, входящих в топ-100 мировых рейтингов THE и QS. К 2020 году число преподавателей удвоится, обещают представители школы.

Студенты здесь комплексно изучают социогуманитарные дисциплины, включая их пересечения с информационными технологиями и биологией, и могут свободно выбирать образовательные траектории. Бакалаврам читают лекции на русском и английском языках, а профиль они выбирают после второго курса. При этом имеется комплекс обязательных дисциплин и свободный выбор трети предметов среди десятков авторских курсов, спроектированных преподавателями школы.

Набор составляет 105 студентов на курс, 75% из которых учатся бесплатно, для остальных стоимость обучения — 250 тыс. руб. в год. Однако существует система прогрессивных скидок в зависимости от успеваемости: полную стоимость платят только трое худших студентов, следующие трое платят 90% и так далее.

Центр на три региона

Сейчас Тюменская область совместно с Ханты-Мансийским автономным округом (ХМАО — Югра) и Ямало-Ненецким автономным округом (ЯНАО) работает над созданием научно-образовательного центра (НОЦ). Стратегическая сессия по разработке концепции центра прошла с 12 по 16 ноября на базе школы перспективных исследований ТюмГУ, сообщили в пресс-службе университета. Участие в ней приняли представители вузовского сообщества, науки, реального сектора экономики, органов власти регионов. Проектируемый в регионе НОЦ может объединить 10 вузов, семь крупных бизнес-корпораций и девять научных организаций. «Мы понимаем важность этой темы. Поэтому три губернатора обратились с идеей создания межрегионального научно-образовательного центра к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву. Это уникальная заявка, и самое главное — она не искусственная. Такое триединство может многое дать всем нашим регионам»,— заверил Александр Моор. В качестве направлений работы центра регион заявил использование ресурсов Арктики, повышение эффективности добычи углеводородного сырья, биологическую безопасность человека, животных и растений, а также взаимоотношения человека, природы и технологий. Все они приоритетны для области, считают власти.

Ожидается, что создание НОЦ позволит увеличить объем внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников компаний-участников. «Основные контуры НОЦ уже появляются, есть очень хорошее начало: главы субъектов определились, что это надо всем трем регионам и большой Тюменской области в целом; все десять университетов (именно столько их на нашей территории) выразили готовность участвовать в этом проекте; многие научные организации, в том числе из других городов — традиционных центров науки (Новосибирска, Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга), включились в работу вместе с нами. А на стратегическую сессию по этому поводу, завершившуюся на прошлой неделе, несколько крупных, якорных для нашего региона компаний направили своих представителей, подтвердив тем самым готовность участвовать в этом большом проекте»,— отметил ректор ТюмГУ, председатель совета ректоров Тюменской области Валерий Фальков.

Создание в ближайшие шесть лет на территории РФ не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня в рамках национального проекта «Наука» обозначено среди задач «майских указов» президента Владимира Путина.

Анна Лапина

Вся лента