Рекламу двигают наружу

Пермские рекламщики недовольны новыми договорами с мэрией

Как выяснил „Ъ-Прикамье“, один из крупнейших на рынке Перми игроков наружной рекламы (450 щитов и растяжек) консорциум «Прайм» фактически распался. Накануне торгов по новой схеме размещения рекламных конструкций в Перми их участники (структуры, близкие к депутату Владимиру Плотникову и холдингу «Утро») решили действовать раздельно. Между тем, не все игроки готовы пойти на торги по новым условиям администрации Перми: они считают их кабальными и предполагают, что целью нововведений является привлечение на рынок крупного федерального игрока. В мэрии все требования считают законными.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Один из ведущих пермских операторов наружной рекламы ООО «Прайм» сменил владельцев. По данным «СПАРК-Интерфакс», владелец 50% долей ООО Евгений Тиунов вышел из состава, единственным учредителем компании стал Дмитрий Порохин. Господин Порохин отказался от комментариев, с господином Тиуновым связаться не удалось.

Как сообщал „Ъ-Прикамье“, ООО «Прайм» было создано в конце 2016 года владельцами рекламного холдинга «Утро» (одним из основных акционеров считался депутат заксобрания Илья Шулькин) для управления в консорциуме со сторонним партнером всем сегментом наружной рекламы, принадлежавшей компании (более 450 наружных конструкций, доля на рынке — 33%). 50% долей ООО зарегистрировано за топ-менеджером «Утра» Дмитрием Порохиным, еще 50% за пермским бизнесменом Евгением Тиуновым. По данным „Ъ-Прикамье“, он представляет интересы группы бизнесменов, знакомых с депутатом гордумы Владимиром Плотниковым. Впрочем, сам политик не подтверждал своего участия в этом бизнесе.

Источник, знакомый с ситуацией в рекламном холдинге «Утро», сообщил, что уход второго акционера связан с фактическим сворачиванием работы компании: «23 декабря у компании истекают пятилетние договоры на рекламные конструкции. В начале следующего года будут проводиться новые конкурсы. А там каждый сам за себя, ситуация обнуляется, смысл в консорциуме теряется»,— пояснил собеседник. Перспективы участия в новом конкурсе он не уточнил.

Напомним, 1 января в Перми закончатся выданные пять лет назад разрешения на все виды рекламных конструкций (РК). В сентябре 2018 года депутаты гордумы утвердили новую схему размещения РК в городе — с учетом новых нормативов, предложенных краевым правительством. Среди наиболее заметных изменений — значительное сокращение РК (с 1400 до 917), прежде всего за счет отказа от размещения рекламы в центре Перми. Кроме того, с нового года в Перми нельзя будет размещать такие виды РК, как растяжки и крышные рекламные установки.

Сами торги, как ожидается, пройдут в первом квартале 2019 года. Администрация Перми сейчас разрабатывает проектную документацию (проекты договоров), формирует лоты.

Как выяснил „Ъ-Прикамье“, документация вызвала категорическое несогласие участников рынка, прежде всего финансовыми условиями. Согласно проекту по проведению аукциона, для участия в нем нужно предоставить задаток в размере 100% начальной цены лота. Кроме того, в договоре с победителем значится пункт, по которому распространитель рекламы вносит обеспечительный платеж в размере платы по договору за год. То есть за победу в торгах будут браться двойные деньги, полагает один из участников рынка, просивший не указывать его имя в печати. Он считает данные условия для пермских игроков нереальными: «Допустим, выиграли за 5 млн руб. лот, еще и 5 млн руб. обеспечительный платеж надо заплатить. 10 млн уже нет, а работать еще не начали»,— сетует предприниматель.

Еще один пункт говорит о суровых, по мнению участников рынка, санкциях по договору. Так, за нарушение почти каждого пункта из раздела «обязанности рекламодателя» с него будет взиматься штраф в размере 100% годовой платы. «Если у тебя 30 щитов, а один стоит с нарушением, то штраф будет за все щиты»,— поясняет участник рынка.

Кроме того, на согласование рекламщикам был представлен проект формирования лотов — их всего оказалось 25. Городские власти решили включить в лот право размещения РК лишь по нескольким улицам, чаще по одной-двум. Например, в лот № 12 вошло 98 РК, из них 60 щитов. Большую часть их можно будет устанавливать по всей ул. Героев Хасана, частично на соседних — ул. Солдатова и ул. Куйбышева. «Это само по себе нонсенс: чтобы кто-то мог нормально работать по всему городу, он должен выиграть все лоты. А учитывая кабальность договора, дураков будет мало»,— считает пермский предприниматель Борис Галкин. Другой участник рынка предположил, что такие условия могли быть созданы под приход в Пермь крупного федерального игрока.

Как пояснили в городском департаменте экономики и промышленной политики, целью указанных платежей является обеспечение исполнения обязательств со стороны владельца РК: в первом случае — намерений по заключению договора (задаток), во втором — надлежащего исполнения обязательств по договору (неустойка в виде штрафа). «Наличие указанных условий будет стимулировать владельцев рекламных конструкций к исполнению своих обязанностей, поскольку в случае их нарушения им грозит утрата определенной суммы»,— отмечают в ведомстве, добавляя, что возможность включения требований об уплате задатка и неустойки (пеней, штрафов) предусмотрена ГК РФ. «Размер договорной неустойки, в том числе в виде штрафа, устанавливается договором, что соответствует ГК РФ. При этом размер штрафа, указанный в проекте договора, является соразмерным последствиям нарушения соответствующих обязательств»,— считают в департаменте.

Источник в мэрии сообщил „Ъ-Прикамье“, что вчера состоялся круглый стол с рекламистами, по итогам которого чиновники могут скорректировать документацию, неким образом смягчив условия. «Но в ответ мы ожидаем добровольного демонтажа незаконных конструкций»,— заявил чиновник.

Вячеслав Суханов

Вся лента