«На выставке есть и основные "тотальные инсталляции"»

Дмитрий Буткевич — об экспозиции, посвященной Илье и Эмилии Кабаковым

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о выставке «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех», которая проходит в Третьяковской галерее .

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

В Москве сейчас можно увидеть классиков концептуализма: российского, вернее, московского, как его принято называть, — выставка Кабаковых в Новой Третьяковке; и европейского — экспозиция Бротарса в «Гараже». Можно сравнить, в чем схожесть, и где отличия России и Европы, тем более по времени создания многие вещи совпадают.

Третьяковская выставка называется «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Это ретроспектива одного из основателя отечественного концептуализма, приуроченная к его 85-летию. Выставка прошла в Санкт-Петербурге и переехала в Москву в измененном виде.

Автором экспозиционного решения стала Эмилия, поэтому некоторые вещи могут вызывать удивление. Например, отсутствие хронологического принципа: экспозиция начинается со знаменитого «Жука» 1982г., самой дорогой картины «ныне живущего» русского художника ($6 млн); она висит во вводном зале. Не знаю, говорит ли это о приоритетах устроителей, но мне хватало логики развития художника, и конечно, его иллюстративных работ в детской книге, которыми он и прославился в 1960-е годы.

Зато есть основные «тотальные инсталляции» Кабакова: «Коммунальная кухня» (1991), «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1982), «В будущее возьмут не всех» (2001). Последняя — участник одной из Венецианских биеннале, дала название всей экспозиции. Кстати, привезена она из венского музея МАК, а «Улетевший человек…» из парижского Центра Помпиду.

Опишу инсталляцию «В будущее возьмут не всех», пользуясь текстом самого Кабакова, некогда опубликованным в парижском журнале «А-Я». Это уходящие вдаль рельсы, которые заканчиваются широченной задней дверью конечного вагона с бегущей на двух языках надписью, как раз про то, что «возьмут не всех…». Справа — перрон, на котором свалены картины, кстати, самого Кабакова. Идея такая: Малевич как пионервожатый в школе отбирает художников для поездки в пионерлагерь, в будущее, и везет их на поезде. Те, кто не подошел, остаются со своими картина на перроне. Вот так.

Вся лента