Счастье было так возможно...

Михаил Гуревич — об архиве переговоров Ельцина и Клинтона

В соцсетях продолжают обсуждать переписку Бориса Ельцина и Билла Клинтона. На прошлой неделе было опубликовано более 1 тыс. документов, которые касаются российско-американских отношений в 90-х. В архиве есть и ранее засекреченные стенограммы разговоров Клинтона и Ельцина, которые главы Соединенных Штатов и России вели в течение шести лет. Обозреватель «Коммерсантъ FM» Михаил Гуревич изучил переписку президентов и выделил ключевые моменты.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Библиотека имени Билла Клинтона рассекретила расшифровки телефонных переговоров президента Бориса Ельцина с 42-м президентом США. Открытые массивы информации только начинают анализировать, но и первые выкладки достойны нашего внимания. Тут вам и обсуждение российских выборов, и война в Югославии и, конечно, представление Владимира Путина в качестве будущего президента. Борис Николаевич не просто анонсировал преемника, но и заверил Клинтона, что новый российский лидер продолжит, цитирую, «линию на демократию и развитие экономики и расширит контакты России».

Впрочем, презентация Путина — не единственная вкусная часть стенограмм. Не менее прекрасны и диалоги накануне выборов 1996 года. Ельцин пугал возвращением к власти коммунистов и неминуемой в таком случае борьбе за Крым, убеждал в необходимости дополнительного кредита для выплаты зарплат, пенсий, а заодно и роста своего рейтинга.

В расшифровках много интересного, но выделю три момента. Начнем с роли США в судьбе России 90-х. После прочтения диалогов я лишь укрепился в уверенности, что именно американцы своей нерешительностью и даже пассивностью оттолкнули от себя нашу страну. Правы политологи, считающие, что отсутствие некого подобия плана Маршалла для России и привело к сегодняшней почти холодной войне. В беседах Ельцин настойчиво приглашал Клинтона играть более активную роль в отношениях с нами — не ограничиваться гуманитарной помощью, а помогать в привлечении инвестиций в Россию, в 98-м и вовсе пригласил американского коллегу совместно прийти в Думу и выступить. Но Билл или его советники не верили в необходимость таких шагов. Как и в слова Ельцина, что открытая поддержка Вашингтоном может дать в России дополнительные 10% голосов…

Второй момент — о геополитике, этой политической астрологии, почти отрицающей фактор прямых двусторонних диалогов. Однако в беседах мы видим, как именно доверие между президентами позволяло преодолевать межгосударственные разногласия. Как даже слабость одной и сила другой страны нивелировались личным контактом. Жаль только, Ельцин ошибся с прогнозом развития двусторонних отношений.

И это третий пункт — личность Ельцина, которого сегодня так модно обвинять во всех грехах. В текстах он показывает себя глобальным лидером, совмещавшим борьбу за национальные интересы с четким следованием цели интеграции России в мировое сообщество. Он предлагал Клинтону отдать безопасность Европы в зону ответственности Москвы, объяснял, что не Америка должна прикрывать наш континент от военных катаклизмов, а европейская страна — Россия. Первый президент очень жестко высказывался по поводу войны в Югославии, буквально умолял остановить бомбардировки ради безопасности в Европе.

И напоследок отмечу, насколько точно Ельцин чувствовал возможные проблемы, одновременно ошибаясь в способах их предупреждения.

Впрочем, повторюсь, и американцы своим бездействием приложили руку к тому, что многие из опасений первого президента России сбылись, и у нынешних лидеров двух стран уже нет былой возможности постоянного диалога.

Мы больше не союзники и мир не так безопасен. Жаль, ведь счастье было так возможно...

Вся лента