«Уже обозначены три основные темы переговоров»

Собственный корреспондент «Ъ FM» в Берлине — о встрече лидеров России и Германии

Встрече в замке Мезеберг быть: Кремль подтвердил грядущие переговоры Владимира Путина и Ангелы Меркель. Российский лидер прилетит в германскую правительственную резиденцию в субботу, 18 августа. Как ранее сообщил кабинет министров ФРГ, точной повестки нет, но стороны абсолютно точно обсудят двусторонние отношения, урегулирование ситуации в Сирии и на Украине, а также энергетическое сотрудничество. Подробности в прямом эфире рассказал собственный корреспондент «Коммерсантъ FM» в Берлине Олег Зиньковский.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Есть ощущение, что встреча все-таки не чрезвычайная, не экстренная, а плановая, по одному, но важному, соображению: она проходит ровно через три месяца после предыдущих двусторонних переговоров Меркель и Путина в Сочи — напомню, они состоялись 18 мая. Так что в такое совпадение с трудом верится.

Другое дело, что раньше интервалы встреч двух лидеров — германского канцлера и российского президента — были значительно длиннее. Перед этим, например, они встретились в мае 2017-го, тоже в Сочи, а до этого Меркель вообще два года не была в России на пике конфликта вокруг Крыма и востока Украины. То есть теперь, как мы видим, контакты стали чаще. Но, тем не менее, все-таки я считаю, что это рабочая встреча.

Между тем, пресс-атташе Меркель Штеффен Зайберт уже обозначил три основные темы переговоров. Во-первых, он сказал, что речь, в первую очередь, пойдет об актуальной внешнеполитической повестке, а потом перечислил — Сирия, восток Украины, газопровод «Северный поток-2». Что касается арабской республики, то уже в скором времени, в сентябре, в Турции состоится саммит с участием Германии, России, Турции и Франции, где будут обсуждать сирийскую проблематику. Возможно, что Меркель и Путин будут в какой-то мере зондировать позиции друг друга и пытаться их согласовать перед этим саммитом.

О востоке Украины говорят уже всегда — это некая ритуальная тема, от которой отказаться нельзя.

Там вроде бы на протяжении последних лет и подвижек каких-то новых нет, и обострений нет, то есть такая застывшая ситуация, которая, конечно, остается болевой точкой, может быть, основной в двусторонних отношениях.

Что касается проекта «Северный поток-2», то здесь в последнее время действительно были подвижки, и мне кажется, что политикам есть что обсудить. Однако пока, конечно, деталей предстоящих переговоров нам не называли. Но мне кажется, что «Северный поток-2» будет играть значительную роль, потому что именно сейчас каких-то пересечений взаимных интересов Германии и России в этом вопросе, как и конфликтных точек, может быть, даже больше, чем по другим аспектам. Ведь немецкие концерны являются такими же полноправными совладельцами проекта, как и «Газпром». Между тем, не секрет, что Соединенные Штаты очень активно выступают против этого проекта, пытаются его полностью торпедировать. Есть и европейские страны — страны Балтии, например, Польша, которые очень оппозиционно относятся к «Северному потоку-2». То есть Германия находится под определенным достаточно сильным внешним давлением.

Меркель долго говорила, что это чисто коммерческий проект, лишенный политической окраски, но несколько месяцев назад изменила свою риторику, включив в нее достаточно серьезный момент, что все-таки есть политическая составляющая. По ее словам, Украина должна сохранить в какой-то мере роль страны-транзитера. И вот именно эту фразу — о сохранении Украины и роли страны-транзитера — произнес теперь пресс-атташе Меркель Штеффен Зайберт. Другими словами, эта тема, очевидно, будет играть важную роль на переговорах Меркель-Путин, хотя Россия вроде бы не против.

Также лидеры будут обсуждать, несомненно, ситуацию, связанную с усилением давления со стороны Америки, со стороны Трампа, который все-таки пытается если не полностью сорвать планы реализации этого проекта, то хотя бы открыть европейский рынок для американского сжиженного газа, который пока дороже российского трубопроводного. Я думаю, что здесь действительно есть, что обсудить, в частности, позицию Дании. Хотя, как мне кажется, это не должно стать камнем преткновения — есть уже альтернативное трассирование, и Германия дала уже практически все разрешения. Так что, даже эксперты говорят, что проект прошел точку невозврата, то есть Германия дала уже все необходимые разрешения, прокладка труб началась.

Вся лента