«Рудгормаш» устремился в кластер

Воронежская ГК «Рудгормаш», специализирующаяся на производстве оборудования для горно-рудной промышленности, занялась поиском формата кооперации с предприятиями липецкого машиностроительного кластера «Липецкмаш». Компания рассчитывает, что такое сотрудничество позволит ускорить реализацию инвестиционного проекта по созданию импортозамещающих буровых станков с дизельным приводом.

Новые возможности, открывшиеся перед машиностроительными предприятиями Липецкой области с созданием кластера «Липецкмаш», дали повод руководству «Рудгормаша» серьезно задуматься о вхождении в это объединение. Участники кластера за счет кооперации получают экономию накладных расходов и ряд преференций. К сожалению, на территории Воронежской области, как говорят на предприятии, подобные условия сотрудничества найти невозможно, а поправки в законодательство, касающееся формирования промышленных кластеров, оговаривают возможность участия в региональных кластерах предприятий, территориально удаленных, но связанных с кластером по кооперации. «Липецкмаш» внутри кластера формирует систему, которая позволит достичь нового качественного уровня развития национального станкостроения, реализовать программу импортозамещения в ключевых отраслях экономики России. К этому стремится и «Рудгормаш», осваивая новые виды импортозамещающей продукции. На очереди – масштабный инвестиционный проект по производству остро необходимых отечественной промышленности буровых станков с дизельным приводом.

На встрече с руководством «Липецкмаша» уполномоченные представители РГМ обсудили возможность вхождения в кластер и начали изучать точки соприкосновения в рамках интеграционного ресурса. В итоге уже заключены договора с «Генборгом» на поставку электродвигателей, с «Елецгидроагрегатом» на поставку гидроцилиндров. Эти комплектующие планируется использовать на буровых станках любого исполнения – и электрического, и дизельного.

«Мы посетили предприятие «Елецгидроагрегат» и отметили высокий уровень развития их производственной площадки. Со времени последнего визита на предприятие три года назад, компания шагнула далеко вперед по техперевооружению. Мы увидели возможность изготовления у них качественных гидроцилиндров.

О высокой технологичности производства на «Генборге» вообще излишне говорить. Предприятие только построено, технический уровень его очень высок. Интеграция с соседями открывает хорошие перспективы реализации инвестиционного проекта буровых станков с дизельным приводом, который мы не сможем осуществить только за счет собственных инвестиций, без внешних финансовых источников в виде заемных средств или субсидий. А участие в кластере, помимо снижения затратной части благодаря кооперации, открывает и новые возможности использования господдержки», – рассказывает заместитель генерального директора ГК «Рудгормаш» по инвестиционной деятельности Марина Семикашева.

По ее словам, несмотря на то, что проект по созданию дизельного бурового станка вошел в программу импортозамещения Минэкономразвития еще в 2015 году и включен в реестр Минпромторга России, что зафиксировано ведомственным Приказом «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли тяжелого машиностроения РФ», вопрос с источниками финансирования проекта до сих пор не решен. Возможно, причиной отказа на последнем этапе согласования проекта послужил состав комиссии, в числе экспертов которой был персонаж, связанный с недавним рейдерским захватом Рудгормаша. Это сильно осложнило всю ситуацию в отношении федеральной поддержки инвестпрограммы предприятия. Казалось бы, завод четко действует в интересах государства, по импортозамещению. Его продукция востребована в добывающей отрасли России, но на последнем этапе мнение, так называемой, «экспертной» комиссии ставит государственные интересы под удар.

Заявка, поданная предприятием в Фонд развития промышленности на получение льготного кредита под 5% годовых для реализации этого проекта, получила отказ. По мнению руководства «Рудгормаша», сама процедура принятия решений по финансированию того или иного проекта не отличается прозрачностью, нет четких критериев оценки перспектив реализации проекта, под который заемщик кредитуется. Заявители узнают окончательное решение комиссии без объяснения его мотивации.

«К сожалению, объяснение решения Фонда по заявлению заемщика не предусмотрено протоколом, а интересы государства в части приоритетов развития машиностроения в данной системе никто не может открыто и аргументировано защитить», – сетует Марина Семикашева.

Действительно, сложно понять мотивы такого отказа, если учесть потенциал производственной площадки «Рудгормаша», технологические, технические и кадровые возможности предприятия, наработанный десятилетиями опыт по производству бурового оборудования. Тем более, что конструкторская документация дизельного бурового станка уже готова, при решении вопроса с финансированием можно без промедления приступить к реализации этого импортозамещающего проекта.

Такие станки необходимы для карьеров по добыче угля, золота и руд цветных металлов, где есть проблемы с подключением сетевого электричества. Сегодня на таких карьерах работает только американское оборудование. В России производителей подобных станков пока нет. С учетом этого обстоятельства и политики санкционных ограничений со стороны Запада значение инвестиционного проекта «Рудгормаша» для отечественной добывающей отрасли трудно переоценить.

К сожалению, программа воронежской области по созданию Фонда поддержки промышленности находится пока в стадии формирования. Но есть надежда, что и.о.губернатора Гусев А.В. сам выходец из когорты промышленников сможет задать новый импульс развитию промышленного потенциала региона и особенно машиностроительной отрасли, сосредоточению производственного и инновационного потенциала экономики. И рудгормашевцы в тайне надеются на то что, когда это начинание перейдет в плоскость реализации, завод будет в числе первых предприятий, кому должна быть оказана государственная поддержка.

Вся лента