«У нас финансовая жизнь тогда остановится»

Олег Богданов — об осведомителях для ЦБ

Центробанк предложил организовать институт информаторов, которые будут сообщать регулятору о нечестном поведении других игроков. Подобная система — но с механизмом вознаграждения — действует в Штатах. В России планируется ввести такую практику на добровольной основе, говорят собеседники «Коммерсантъ FM». Но, по мнению экономического обозревателя Олега Богданова, без системы вознаграждений создание института осведомителей бессмысленно.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Я беспокоюсь, что у нас финансовая жизнь тогда остановится — вот в чем проблема. Если человек будет получать хотя бы 15-20% от суммы или ущерба, или тех операций не совсем законных, о которых будет сообщать в Центральный банк, то, естественно, это вызовет большой интерес на финансовом рынке.

Например, недавно Центральный банк публиковал сообщение, что обнаружены первые инсайдерские сделки на валютном рынке, манипулирование валютной выручкой, ущерб там, по-моему, 142 млн рублей. Допустим, кто-то из партнеров сообщил в Центральный банк, что такие-то люди манипулируют валютной выручкой, и после конечного подсчета какая-то часть этой суммы отошла бы информатору. Конечно, вопрос, как бы себя информатор потом чувствовал.

Тут идет речь о незаконных операциях — это могут быть инсайдерские операции, операции, связанные с отмывом денег, с незаконным перегоном денег, с незаконными финансовыми операциями. Понятно, что «бдительным гражданином» будет сотрудник того банка или той финансовой организации, или близкий к этим транзакциям, потому что посторонние люди об этом вообще ничего не знают.

Анонимные сообщения могут как раз служить определенным инструментом в конкурентной борьбе. Раз деньги выплачивают, должны быть люди идентифицированы. Речь шла об американской схеме изначально: чтобы эти информаторы за вознаграждение сообщали в ЦБ о незаконных или темных операциях, которые проводятся на финансовом рынке. Иначе смысла это никакого не имеет. Вот определил Центральный банк сумму ущерба от инсайдерских операций на валютном рынке, значит, какой-то там процент отходит человеку, который сообщил об этом, обнаружил ущерб. Скорее всего, это произойдет не сразу, и человеку придется ждать. Главный вопрос — чтобы он дождался этих денег.

Если будет несколько таких прецедентов, то игроки будут уже очень осторожно проводить операции. И, скорее всего, Центральный банк, введя американскую систему, чего-то добьется. Сейчас люди рискуют своей должностью, какими-то административными или даже, возможно, уголовными делами. Но в случае, если будут заинтересованные в информировании Центрального банка о конкретных операциях, они будут рисковать постоянно — люди не будут уверены ни в своих сотрудниках, ни в тех людях, которые их окружают, потому что в любой момент за деньги кто-то может сдать.

Те, кто работал в банках, прекрасно понимают: внутри банка очень неблагоприятная атмосфера с этой точки зрения — кто-то меньше денег получает, кто-то больше…

Служба безопасности банка, в свою очередь, начнет выявлять этих «мелких предателей». Вполне возможна такая телевизионная интрига, блокбастер внутри наших банков скоро.

Вся лента