Выход из черного ящика

Дмитрий Бутрин о том, почему новое правительство меньше ограничено санкционными рисками

До 17 мая, когда предположительно станут известны назначения в новое правительство, поиски верной логики, которая позволила бы вычислить кандидатов, будут одним из главных занятий в госаппарате. И не только в нем — примерно с 2007–2008 года министерские посты стали важны практически для любого бизнеса, и, даже если ситуация в перспективе будет меняться (конечно, хорошо было бы, если бы она менялась), в течение двух-трех лет по инерции вопрос останется важным. И даже после формирования правительства Дмитрия Медведева 2018 года вопрос о логике останется важным: она будет действовать и в отношении руководства госкорпораций и госкомпаний, где также не исключены перестановки, она будет влиять на структуру министерств и на ключевые посты в них, она до какой-то степени будет определять изменения в направлениях госрасходов.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

Пока все расчеты строятся на объявленных Дмитрием Медведевым 7 мая кандидатах на посты вице-премьеров хотя бы потому, что, кроме них и информации о предполагаемом назначении главы ЦСР Алексея Кудрина в Счетную палату, другой информации просто нет. Между тем все соображения о скорректированном курсе Белого дома по большому счету сводятся к тому, что в широком смысле «финансово-экономическому блоку» во власти, включая будущих первого вице-премьера Антона Силуанова, социального вице-премьера Татьяну Голикову, вице-премьера по цифровизации, связи и транспорту Максима Акимова, равно как и главу ЦБ Эльвиру Набиуллину и Алексея Кудрина в Счетной палате, будет предоставлена возможность заниматься тем же, чем и ранее, реализуя те же самые программы, что и в правительстве 2012–2018 годов. Кроме того, первые сведения о министрах (например, об Александре Новаке) позволяют предположить, что переназначения в будущем правительстве будут обычным делом — там, где возможно продолжать проекты, начатые несколько лет назад, в том же составе, в общем случае они будут продолжены.

И есть, видимо, лишь одна общая причина, которая предположительно может объединить большинство случаев ухода из Белого дома. И она выглядит прагматичной: это или появление топ-менеджера Белого дома в санкционных списках, как, например, в случае Дмитрия Рогозина или главы Сколково Виктора Вексельберга, которого предположительно сменит Аркадий Дворкович, или высокий риск появления в случае расширения списков — это, например, Аркадий Дворкович на старой должности, Игорь Шувалов, Александр Хлопонин, Сергей Приходько. Даже в случае Виталия Мутко демонстративное назначение его строительным вице-премьером — это назначение на пост, не требующий международной активности. Если эта логика верна (а она, по крайней мере, проста), идея нового правительства — продолжать заниматься текущими проектами без санкционных осложнений и высоких персональных рисков.

Вся лента