Россиянам прописывают иную схему лекарственной терапии

К чему приведет запрет на импорт медикаментов

Россияне могут остаться без американских лекарств. Запрет на ввоз медикаментов планируют обсудить в Госдуме. Это одна из мер, которые российские депутаты предложили в ответ на санкции Соединенных Штатов. Как ответные меры отразятся на американских фармакологических компаниях и российских гражданах? Расскажут Петр Пархоменко и Анастасия Парфенова.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Законопроект о контрсанкциях содержит целый перечень запретов и ограничений, но самый большой разрушительный потенциал, по мнению многих экспертов, — у запрета на импорт лекарств. Речь идет о препаратах, которые производятся в странах, поддержавших США в санкциях против России.

Российские парламентарии подобных страхов не разделяют. Так, глава фракции «Единая Россия» Сергей Неверов убежден, что введение новых ограничений лишь поможет развиваться отечественным рынкам: «Это законопроект, который адекватно отвечает на принятые решения в отношении Российской Федерации. Кроме того, этот документ позволит нам развивать отраслевой рынок и не ограничивать ввоз для личного пользования наших граждан».

Между тем, для россиян, которые не могут позволить себе слетать за нужным лекарством в Европу ни за государственный, ни, тем более, за собственный счет, перспектива вырисовывается самая мрачная. В первую очередь, это касается людей зараженных ВИЧ-инфекцией, гепатитом C или страдающих от онкологических заболеваний.

Предлагаемые Госдумой меры просто оставят их без жизненно важных лекарств, пояснил директор фонда «СПИД. Центр» Антон Красовский: «Если те инициативы, которые озвучены, станут законом, нас ждет полнейший коллапс.

В России на самом деле не существует никаких оригинальных лекарств ни от ВИЧ, ни от гепатита С.

Другой закон, уже принятый Государственной думой, говорит о том, что аналоги — это не лекарство с таким же составом, например, а препарат со схожим действием. То есть никого не будут волновать побочки — камни, прорастающие в почках, трескающиеся кости и инфаркты в 38 лет. Никого не будет волновать также и то, что у людей будет развиваться резистентность к этим препаратам, а заменить их будет совершенно нечем».

Одними лишь больными с ВИЧ-инфекцией, гепатитом C и онкологией круг россиян, которые могут пострадать от антизападных санкций, не ограничивается. С серьезными проблемами столкнутся практически все, кто страдает хроническими заболеваниями, которые требуют постоянного приема лекарств. Например, диабетики, сердечники, люди с заболеваниями позвоночника и суставов или страдающие от нервных расстройств, отметил руководитель проектов «Здоровье@Mail.ru» Евгений Паперный.

«Если речь идет о краткосрочном приеме средств, то врачи говорят о том, что замена на дженерик не будет большой проблемой. Однако если человек принимает препараты постоянно, например, при гипертонической болезни, при желудочно-кишечных или нервных заболеваниях, то в этом случае переход на аналоги может быть крайне болезненным, длительным и требующим дополнительных исследований, и, кроме того, без гарантии эквивалентного результата», — подчеркнул он.

Что касается западных фармацевтических гигантов, отмечают специалисты, то в случае введения предложенных Госдумой запретов, они едва ли понесут хоть сколько-нибудь серьезный ущерб, так как доля российского рынке в общем объеме их продаж, как правило, не превышает нескольких процентов. А вот для российских компаний фармацевтическое эмбарго может обернуться проблемами. Например, как пишет газета «Коммерсантъ», «Р-Фарм» Алексея Репика недавно получила новые госконтракты почти на 1 млрд руб. на поставку препарата для лечения ВИЧ «Атазанавир». Его закупают у американской Bristol-Myers Squibb.

Ни одна из компаний — ни «Р-Фарм», ни Bristol-Myers Squibb не смогли предоставить «Коммерсантъ FM» оперативный комментарий.

Вся лента