От титана до гуманитария

Как Москва может ответить на санкции США

Ответ на новые санкции США может оказаться болезненным для самой России. Москва пообещала отреагировать на экономические ограничения, но у Кремля не так много рычагов влияния, говорят аналитики. Какие шаги может позволить себе Россия без ущерба для экономики страны? С подробностями — Иван Корякин.

Фото: Сырица Михаил, Коммерсантъ

Обещания ответить — в том числе и «жестко», как добавляет МИД — звучат с пятницы, когда США ввели новый пакет санкций. Но сейчас последствия ограничений стали ощутимы. Но непонятно, как Россия будет отвечать, в том числе и за удар по «Русалу».

В экономическом поле у Москвы не так много ходов, соглашаются аналитики. Вопрос встает не впервые – его поднимают всякий раз при наступлении очередного витка санкционных войн. И еще прошлым летом глава РСПП Александр Шохин признавал, что набор рычагов у Кремля ограничен.

Есть, например, поставки титана, крупнейшим в мире производителем которого является корпорация ВСМПО-АВИСМА Михаила Воеводина. Вариант ограничения экспорта этого металла в США, кстати, уже рассматривали в Госдуме. На российском титане завязаны крупные американские производства, подчеркивает старший аналитик компании «Альпари» Роман Ткачук:

«ВСМПО-АВИСМА обеспечивает титаном и Boeing, и Airbus, и заместить его поставки невозможно. Действительно, с этой стороны можно как-то зайти. Но, опять же, это в какой-то мере будет по принципу "назло бабушке уши отморожу", потому что для ВСМПО-АВИСМА важны продажи на европейском и американском рынках».

Чувствительными «уколами» для США называют сворачивание сотрудничества по эксплуатации МКС или отказ от поставок российских двигателей РД-180 — они стоят на ракете-носителе Atlas V. И если меру введут, американцам придется перебросить нагрузку на другие ракеты – Delta от компании Boeing или Falcon от SpaceX Илона Маска.

США также зависят от российского обогащенного уранового продукта — он необходим для местных АЭС. Его поставляет внешнеторговая компания «Росатома». Но поиск замены для обеих сторон будет трудным.

Можно ввести контрсанкции и запретить импорт продукции из Штатов, рассуждает директор института стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. Правда, ему не удалось найти безболезненный для обеих сторон вариант.

«Оборудование и механические устройства составляют где-то 17%, но это оборудование нам нужно. Средства наземного транспорта — 14%. Фармацевтическая продукция — около 5%. От чего-то из этого мы можем отказаться, но если от той же фармацевтической продукции — нам же и самим хуже будет», — отметил Николаев.

Другое дело — потребительский рынок. Здесь и «Макдоналдс», и Coca-Cola, и Mars, и Apple, и Google. В конце концов – Facebook, Microsoft и Adobe. Очевидно, это вызовет гнев пользователей. Хотя первые шаги уже сделаны: Минобороны объявило о переходе на отечественную систему Astra на основе Linux. Но есть и не столь очевидные варианты, рассуждает заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин:

«Нельзя сказать, что сейчас уже российско-американские отношения сведены к нулю. У них очень небольшая база в торгово-экономической сфере, но в других отношениях есть разные совместные проекты. Например, если будут сворачиваться проекты в сфере гуманитарного сотрудничества, в сфере образования, то это было бы печально для обеих сторон».

Что придумает Москва – непонятно. Но в недостатке фантазии власти не упрекнешь: достаточно вспомнить тот же «закон Димы Яковлева» 2012 года, запретивший американцами усыновлять российских детей. Тогда он стал самым критикуемым произведением Госдумы. Так что ответ Кремля могут ощутить не только в Штатах.

На фоне подготовки ответных мер в журнале «Россия в глобальной политике» вышла статья Владислава Суркова под заголовком «Одиночество полукровки (14+)». Помощник президента считает, что Россия пыталась быть и Востоком, и Западом, однако сейчас востребована идеология «третьего пути». Сурков пообещал, что будет «трудно, но интересно».

Вся лента