Инвестиционный спрос встал на паузу

Перерыв в его восстановлении обеспечен строительством

Устойчивый рост инвестиционной активности, на который указывали в ЦБ и Минэкономики, в марте остановился, свидетельствуют новые оценки индекса ЦМАКП, анализирующего динамику предложения инвестиционных товаров в феврале 2018 года. Причина торможения — ослабление спроса на стройматериалы. Хотя аналитики центра считают торможение инвестактивности временным, фундаментальных факторов для устойчивого роста инвестиций до сих пор не появилось.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

После того как Росстат зафиксировал снижение объема строительных работ на 0,2% на фоне роста объемов ввода жилья на 33,8% в годовом выражении в феврале 2018 года, ЦМАКП обнаружил новые доказательства торможения инвестактивности. Индекс центра, характеризующий динамику предложения инвестиционных товаров, в феврале остался на уровне января из-за снижения предложения и чистого импорта стройматериалов (на стройку приходится больше половины всех капвложений в РФ) при продолжающемся увеличении импорта и производства машин и оборудования (см. график).

В мартовском докладе о денежно-кредитной политике аналитики ЦБ отмечали «устойчивый рост инвестиционной активности в декабре 2017 года — феврале 2018 года», что противоречит данным Росстата о строительстве и оценкам ЦМАКП. В ЦБ при этом признавали, что «повышение и потребительского, и инвестиционного спроса… в значительной мере удовлетворяется за счет увеличения импорта опережающими темпами». Опубликованная вчера Росстатом свежая поквартальная оценка ВВП в 2017 году (см. «Сегодняшнее число») свидетельствует, что накопление основного капитала росло в годовом выражении на 3,1% — в первом, на 7% — во втором, на 4% — в третьем и на 3,4% — в четвертом кварталах, свидетельствуя об устойчивом росте капвложений весь 2017 год. В базовом сценарии ЦБ ожидает, что в 2018 году темпы роста инвестиций также составят 3,5–4% и начнут замедляться в 2019 году, если правительство не займется их структурной поддержкой.

Аналитики ЦМАКП отмечают, что «есть все основания рассчитывать на краткосрочный характер возникшей паузы» в феврале — по их мнению, вероятнее всего, связанной с погодой. «Вернувшаяся к норме в конце января погода в европейской части России обусловила торможение разогнавшегося ранее объема строительных работ»,— поясняют они. Заметим, что опросы промышленников ИЭП имени Егора Гайдара, напротив, фиксировали заметное улучшение инвестпланов компаний в феврале (см. “Ъ” от 26 марта). Но в марте показатель снизился на 3 пункта, оставшись в плюсе: за декабрь—февраль готовность компаний инвестировать выросла на 16 пунктов. При этом на фоне ухудшения спроса в марте текущими объемами инвестиций были довольны 63% компаний (лучший результат с 2011 года). По оценкам же экономистов ВШЭ, при восстановлении капвложений склонность к инвестированию в 2017 году снижалась на фоне падения прибыли как основного их источника (см. “Ъ” от 13 и 27 марта). В январе 2018 года традиционный для этого месяца всплеск чистого финансового результата компаний оказался слабым — 24% в годовом выражении (в 2,2 раза годом ранее).

Качество инвестиций остается невысоким: по данным ВШЭ, 29% компаний в 2017 году закупали импортное оборудование, бывшее в употреблении, а более 50% при оценке влияния капвложений на конкурентоспособность отмечали отсутствие изменений относительно 2016 года, почти 45% не ждут перемен и в 2018 году. По данным опросов Росстата в марте 2018 года, 41% компаний в обработке и 32% в добыче считали износ оборудования основным препятствием увеличения выпуска. Неопределенность экономической ситуации ограничивала выпуск 42% и 32%, а недостаточного внутреннего спроса — 52% и 28% соответственно. Учитывая, что, по оценкам ВШЭ, инвестиции в РФ являются производным экономического роста, а не наоборот, фундаментальных факторов для устойчивого увеличения капвложений все еще не появилось.

Алексей Шаповалов

Вся лента