Банки готовы биться за клиентов

Темой очередного пресс-завтрака газеты «Коммерсантъ-Прикамье» стало рефинансирование как эффективный способ решения проблемы закредитованности малого бизнеса.

Модератор встречи – независимый финансовый эксперт Эдуард Матвеев – предложил участникам обсудить проблему закредитованности малого бизнеса и найти пути ее решения. Он напомнил, что в конце 2014 года, когда Банк России резко повысил ключевую ставку, банкам пришлось либо вовсе закрыть кредитование, либо поднять ставки по кредитам. В некоторых банках ставки достигали 30%.

Предприятия, которые хотели остаться на плаву и развиваться дальше, были вынуждены брать финансирование по фантастическим на тот момент ставкам.

С того периода до сих пор остался большой хвост невозвратной задолженности корпоративных клиентов перед банковским сектором. Вскоре предприниматели стали учиться «жить на свои», без привлечения заемных средств. При этом большинство объектов малого и среднего бизнеса все еще очень сильно обременены кредитами, взятыми в кризисный период под высокие проценты. Одним из наиболее эффективных способов выхода из сложившейся ситуации является рефинансирование, то есть перевод дорогого и невыгодного кредита из одного банка в другой, предлагающий перекредитоваться на лояльных условиях по низкой ставке.

Как отметила Ирина Горчакова, заместитель управляющего отделением по Пермскому краю Центробанка России, в последние два года произошло заметное оживление рынка кредитования малого и среднего бизнеса. А процентная ставка по кредитам для малого предпринимательства после резкого скачка вверх в 2014 году постепенно выравнивается и приближается к показателям докризисного периода. Ирина Горчакова считает это закономерным результатом снижения ключевой ставки Банком России на фоне постепенного перехода от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике.

И все же для объектов малого бизнеса средние процентные ставки по кредитам на начало 2018 года остаются довольно высокими – примерно 16%. Хотя объем кредитных средств, выданных малому и среднему бизнесу, в 2017 году вырос на 5% по сравнению с 2016 и 2014 годами и составил 66 млрд руб. Таких же показателей предполагается достичь и в этом году, о чем свидетельствуют цифры, полученные за первые два месяца 2018 года.

Однако, по мнению Дмитрия Теплова, директора «Краснокамского ремонтно-механического завода», председателя Пермского отделения «Деловой России», доверие бизнеса к банкам было потеряно в 2014 году. Тогда многие предприниматели просто обанкротились, ведь договориться о некотором снижении процентов по кредиту удалось только с региональными банками.

Сегодня ситуация в банковском секторе кардинально изменилась, пояснила Анастасия Селезнева, управляющая по работе с малым и средним бизнесом Пермского филиала Уральского банка реконструкции и развития. Финансовые организации конкурируют в борьбе за привлечение добросовестных корпоративных клиентов. «Представители малого бизнеса сегодня готовы кредитоваться, а мы готовы их кредитовать. Процентная ставка в нашем банке по такому продукту, как рефинансирование, составляет от 12%. Мы запустили новый кредит только в январе, но уже видим большой интерес со стороны клиентов. Количество заявок превысило наши ожидания на 10%. Более того, совсем недавно состоялись первые выдачи», – отметила Анастасия Селезнева.

Дмитрий Теплов с интересом отнесся к возможности рефинансирования действующих кредитов и в то же время обратил внимание собравшихся на необходимость поддержки малого бизнеса заемными средствами. Риски в этой сфере со стороны финансовых организаций озвучила Елена Лавренчук, эксперт пермского кампуса «Высшей школы экономики». Дело в том, что бухгалтерская отчетность малых предприятий не дает возможности получить полную картину расходования кредитных средств. Есть случаи, когда малый бизнес использует заемные средства для финансовых махинаций и кредитует ими такие же малые компании.

На защиту таких организаций встал Дмитрий Теплов, объяснив, что в момент вхождения предприятия малого бизнеса в партнерские отношения с крупными холдингами необходимы деньги на выполнение контракта. А получить быстрый кредит в банке без залога практически невозможно. Вот и приходится занимать средства у других предприятий малого бизнеса.

Анастасия Селезнева предложила в этом случае воспользоваться обеспечительными продуктами Уральского банка реконструкции и развития. «Когда есть выигранный контракт и финансовое состояние компании позволяет выполнить этот контракт, банк предлагает клиенту обеспечительные продукты – как на участие в конкурсе, так и на обеспечение выполнения обязательств и на выполнение контракта. Все эти продукты беззалоговые», – подчеркнула госпожа Селезнева.

Еще один вариант поддержки малого бизнеса в этом направлении предложил Евгений Ощепков, заместитель председателя правления банка «Урал ФД». Он объяснил, что если у клиента нет залогового имущества, банк может обратиться в гарантийный фонд. Анастасия Катушенко, генеральный директор Пермского гарантийного фонда, подтвердила, что они взаимодействуют с банками по всем видам кредитования, овердрафту, банковским гарантиям, в том числе и по рефинансированию.

«Лимит рефинансирования рассчитывается клиенту как для обычного кредитного продукта. Так же оценивается и залог. Если залог пока остается в кредите другого банка, клиент может обратиться в гарантийный фонд за поручительством на временное обеспечение. Можно использовать для рефинансирования и залог третьих лиц», – объяснила Анастасия Селезнева.

Рефинансирование в условиях современного рынка – взаимовыгодный продукт. Ведь банк получает качественного клиента с реальным бизнесом и положительной кредитной историей. «Сейчас все банки готовы биться за клиентов, которые будут развивать свой бизнес вместе с ними в долгосрочной перспективе, кредитоваться и пользоваться различными банковскими продуктами, такими как расчетно-кассовое обслуживание, внесение/снятие наличных, переводы, кросс-услуги. Давно прошло то время, когда банк выступал только источником финансирования для объектов малого предпринимательства, сейчас Уральский банк реконструкции и развития – это полноценный партнер для предприятий малого и среднего бизнеса», – подчеркнула Анастасия Селезнева.

Партнер пресс-завтрака:

Вся лента