Татарские суда застряли в архангельских льдах

Теплоходы Зеленодольского завода не прошли зимние испытания в Поморье

Неудовлетворительные результаты январских испытаний двух пассажирских судов ледового класса чуть не привели к отказу архангельской городской администрации от покупки стоимостью 576,9 млн руб. Катера, построенные Зеленодольским заводом имени Горького, не смогли самостоятельно преодолеть лед толщиной 25–30 см в акватории морского порта Архангельск. Изданный в начале месяца руководителем профильного департамента Петром Чечулиным приказ о разрыве контракта так и не был приведен в исполнение. Верфи удалось договориться о проведении новых испытаний в весенний период.

Фото: www.korabel.ru

Пассажирские суда проекта А‑217, построенные Зеленодольским заводом имени Горького для администрации города Архангельска, непригодны для самостоятельной эксплуатации на речных маршрутах города в зимнее время. Такой вывод сделала городская комиссия по приемке речных судов после испытаний катеров, проведенных в конце января (акт приемо-сдаточных испытаний находится в распоряжении „Ъ“). Для эксплуатации теплоходов требуется поддержка буксиров, которые должны проводить околку судов перед рейсами, сопровождать их во время переходов по ледовым каналам и помогать при швартовке к пассажирским причалам.

Два пассажирских судна с заводскими номерами 231, 232 были построены татарстанским судостроительным предприятием еще в 2014 году, после чего их доставили заказчику. Однако тогда сделка не была закрыта. По одной из версий, причиной послужила смена власти в городе: в конце 2015 года Виктор Павленко покинул пост мэра ради места в Совете Федерации, его кресло занял Игорь Годзиш, большую часть своей карьеры построивший на северодвинском судостроительном заводе «Севмаш». В начале прошлого года власти Архангельска вернулись к идее приобретения пассажирских судов (см. „Ъ“ от 29 марта 2017 года). К концу года из-за невозможности разом выплатить из бюджета всю сумму стоимости судов к сделке в качестве лизингодателя привлекли ООО «ВолгоТатСудоремонт», аффилированное с заводом-производителем теплоходов (см. „Ъ“ от 6 декабря 2017 года). Представители муниципалитета обосновывали закупку бюджетной экономией: ежегодно администрация выделяет по 100 млн руб. на буксирное обеспечение речных пассажирских перевозок: в весеннее и осеннее время обычные пассажирские суда не могут ходить по битому льду. Суда ледового класса из Татарстана должны были удешевить стоимость перевозок.

Общая стоимость двух судов с учетом лизинговых платежей, по данным портала госзакупок, составляет 576,9 млн руб. Из этой суммы «ВолгоТатСудоремонту» в качестве аванса уже перечислено 31,5 млн руб. Платеж был обязательным условием по передаче судна городу. Как следует из документации, размещенной на портале госзакупок, на 2018 год в муниципальном бюджете зарезервировано 157,5 млн руб. на погашение обязательств перед лизингодателем, на следующий год — 165 млн руб.

Однако результаты январских испытаний не удовлетворили заказчика. Руководитель департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Архангельска Петр Чечулин 8 февраля издал приказ «Об одностороннем отказе от исполнения контракта» (в распоряжении „Ъ“). Основанием стала «невозможность эксплуатации имущества в соответствии с его назначением и техническим заданием».

Впрочем, в открытом доступе на портале госзакупок информации о разрыве контракта нет. Как пояснили „Ъ“ собеседники на Зеленодольском заводе имени Горького, верфи удалось договориться с заказчиком о проведении повторных испытаний, уже в период весеннего ледохода, что должно существенно облегчить приемку судна.

В муниципальном округе «Город Архангельск» и на Зеленодольском заводе имени Горького официально не ответили на вопросы „Ъ“.

Герман Костринский, Санкт-Петербург

Вся лента