Российские ученые занялись бизнес-джетом

Возможно ли создание сверхзвукового лайнера

Российские ученые работают над созданием сверхзвукового бизнес-джета. Разработкой занимаются в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Жуковского. Планируется, что самолет позволит добираться из Москвы во Владивосток или в Нью-Йорк примерно за четыре часа. Насколько реалистичен такой проект? Сколько будет стоить полет? И когда россияне смогут лететь со скоростью быстрее звука? Выяснял Александр Рассохин.

Фото: Boom Technology

В мировой истории известны лишь два коммерчески успешных сверхзвуковых пассажирских самолета — это советский Ту-144, который в конце 1960-х первым в мире преодолел звуковой барьер, и французско-британский Concorde. И если первый был снят с производства спустя год эксплуатации, то второй летал на протяжении 23 лет. В обоих случаях причиной закрытия проектов стала их нерентабельность. Так, билет на рейс из Лондона в Нью-Йорк и обратно на борту Concorde стоил $20 тыс. Такие расходы могли себе позволить разве что звезды шоу-бизнеса, крупные предприниматели и политики, среди которых, к примеру, была королева Елизавета II.

Однако со временем научный прогресс подарил экономически выгодные сверхзвуковые двигатели, и проблема дороговизны ушла в прошлое. Осталась другая — шум. В тот момент, когда самолет преодолевает скорость звука, возникает хлопок, похожий на раскат грома, который слышен на земле. Именно поэтому, например, Concorde летали исключительно через Атлантику.

Сейчас специалисты решают эту проблему с помощью изменения аэродинамики аппаратов, сообщил редактор раздела авиации научного издания N+1 Василий Сычев: «Ударные волны, в частности, образуются на всевозможных перепадах на планере, к примеру, на стыке кабины пилота с фюзеляжем. И сейчас разработки американцев и нашего ЦАГИ направлены на уменьшение количества этих зон. Там, где от них избавиться невозможно, ученые думают, как бы их сгладить, чтобы не создавалось сильного звукового удара. Все решают деньги — если появятся заказчики, которые согласятся вложиться в этот проект, тогда к середине 2020-х годов возможно появление первых серийных самолетов».

Решить проблему с шумом помогут и небольшие габариты самолета. Ожидается, что отечественный сверхзвуковой бизнес-джет будет рассчитан на 10-20 пассажиров. Билет, по оценке специалистов, обойдется минимум в 1,5 раза дороже, чем на обычные рейсы. Самолет будет лететь на высоте 15-18 км со скоростью почти вдвое выше скорости звука.

Также рассматриваются вопросы рентабельности, обеспечения комфорта и разработки новых материалов. После того, как эти задачки будут решены, будет сформирован облик самолета, и тогда уже можно говорить о сроках.

Такие проекты ни за один, ни за два, ни за три года не реализуются. Минимум пять лет потребуется только для научно-технического задела».

Однако, как сообщил один из высокопоставленных сотрудников Центрального авиагидродинамического института, который пожелал остаться неназванным, в ближайшие годы самолет вряд ли будет представлен публике. И причина тому — политика. Эксперт отмечает, что в 1970-х годах США, проиграв гонку сверхзвуковых самолетов Советскому Союзу, Франции и Великобритании, запретили таким бортам полеты над своей территорией. А уже в нулевых, как предполагается, под влиянием Америки, подобную рекомендацию выдала и для всех стран Международная организация гражданской авиации.

По словам сотрудника института, российский сверхзвуковой самолет можно создать за три-четыре года. Однако этого не произойдет, пока не изменят соответствующие законы по всему миру: «Самолетам запрещен полет на сверхзвуке. В частности, на территории Соединенных Штатов, Канады и Англии. Можно ожидать, что и сейчас такая же ситуация может повториться. Поэтому многие пытаются организовать какие-то совместные работы с американскими фирмами, чтобы пролоббировать потом разрешение летать. При желании Россия могла бы свои нормы принять, для этого нужна только политическая воля. Китай, Индия и Бразилия, которые не находятся в орбите влияния США, вполне могли бы этот вопрос решить самостоятельно. Авиационщики не бросаются в разработку, потому что нет норм, а, значит, отсутствует опыт реальной эксплуатации».

Пока что технология сверхзвука активно применяется только в военной промышленности. С уверенностью и сожалением можно сказать, что пассажирские сверхзвуковые самолеты — вопрос разве что послезавтрашнего дня.

Решить проблему с запретами на полеты сверхзвуковых самолетов над землей предложила компания Boom Technologies. Она разрабатывает самолет на 40 пассажиров, который будет лететь над сушей на дозвуковой скорости, а на сверхзвуке — над океаном. Ожидается, что проект будет на треть экономичнее Concorde.

Вся лента